От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
В переводе Лутковского → Cовременный перевод WBTC

 
 

В тот же день, выйдя из дома, Иисус сел у озера,
 
В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.

а около Него столпилось столь много людей, что Он вынужден был войти в лодку, тогда как все люди стояли на берегу, и, сидя в ней,
 
Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.

Он долго проповедовал им притчами, и так говорил Он: вот, вышел сеятель сеять.
 
Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: "Вышел сеятель сеять,

При этом одни из семян упали близ дороги, и налетели птицы небесные и поклевали их;
 
и когда разбрасывал семена, то одни упали подле дороги. Прилетели птицы и склевали их.

другие упали на каменистую почву, где было мало земли, и сквозь тонкий слой земли сразу проросли,
 
Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, ибо слой земли там был неглубокий,

но когда взошло солнце, они увяли и, не имея корней, зачахли;
 
но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.

а другие упали среди терний, и тернии, поднявшись, заглушили их;
 
Другие семена упали среди колючек, они взошли и заглушили ростки.

другие же упали на хорошую землю и дали плод: которое — во сто крат, которое — в шестьдесят, а которое — в тридцать.
 
Остальные семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, в шестьдесят или тридцать раз больше зёрен, чем было посеяно.

Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)
 
Имеющий уши да слышит!"

И, подойдя к Нему, ученики спросили: почему Ты проповедуешь им притчами?
 
Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: "Почему Ты поучаешь их притчами?"

Он же сказал им в ответ: потому что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
И Он сказал в ответ: "Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.

Ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отымется и то, что он имеет.
 
Ибо имущему дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое, что ему принадлежит.

Притчами же Я проповедую потому, что они глядят, и не видят, слушают, но не слышат и не разумеют.
 
Вот почему Я говорю с ними притчами, ибо хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.

В этом исполняется над ними пророчество Исайи, гласящее: будете слышать ушами, — и не уразумеете, будете глядеть глазами, — и не увидите.
 
Так исполнится пророчество Исаии: "Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, и будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.

Ибо сердце этих людей огрубело; они ушами едва слышат, они глаза свои сомкнули, чтобы и глазами не видеть, и ушами не слышать, и не разуметь сердцем; не желают они покаяться, чтобы Я помиловал их. (Ис 6:9−10)
 
Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, ища исцеления".

Счастливы же глаза ваши, потому что видят, и уши ваши, потому что слышат.
 
А ваши глаза блаженны, ибо видят, уши ваши блаженны, ибо они слышат.

Уверяю вас: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, — и не видели, слышать то, что вы слышите, — и не слышали.
 
Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали".

Итак, выслушайте значение притчи о сеятеле.
 
"Послушайте же толкование притчи о сеятеле.

Ко всякому, кто слушает слово о Царстве (Небесном), но не внимает ему, приходит лукавый и похищает слово, посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное близ дороги;
 
Когда человек слышит слово о Царстве, но не понимает его, то появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека. Вот что означают семена, упавшие подле дороги.

посеянное же на каменистой почве означает того, кто едва услышит слово, тотчас с радостью воспринимает его,
 
Семена, которые попали на каменистую почву, означают тех, кто услышит слово и тотчас с радостью принимает его.

но, будучи сам по себе безволен и непостоянен,73 когда наступает гонение или преследование за слово, тотчас отрекается от него;
 
Но так как он не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это недолго продолжается. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.

а посеянное среди терний означает того, кто слушает слово, но в котором жизненные заботы или соблазны богатства подавляют слово, и оно остается бесплодным;
 
Семена, которые упали среди колючек, означают тех, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плода.

посеянное же на хорошей земле означает того, кто слушает слово, внимает ему, и оно приносит плод: у кого во сто крат, у кого — в шестьдесят, а у кого — в тридцать.
 
Семена же, которые попали в плодородную землю, означают тех, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного".

Тогда же Он поведал народу другую притчу: Царство Небесное подобно тому, как если бы человек посеял хорошие семена на поле своем.
 
И рассказал Он им другую притчу: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.

А когда все люди спали, пришёл враг его, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.
 
Ночью, когда все спали, пришёл враг, посеял сорняки среди пшеницы и ушёл.

Когда же поднялись колосья и дали плод, тогда появились и плевелы.
 
И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.

Рабы же хозяина, пришли и спросили у него: господин, ты ведь хорошие семена посеял на поле своем; откуда же взялись плевелы?
 
Слуги пришли к владельцу земли и сказали: "Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?"

Он же ответил им: враг людей сделал это. А рабы сказали ему: так прикажи, мы пойдем и выберем их.
 
А он им сказал: "Кто-то из моих врагов сделал это". Тогда слуги предложили: "Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?"

Но он ответил: нет, иначе, выбирая плевелы, вы повыдергиваете вместе с ними и пшеницу.
 
Он сказал: "Нет, не хочу, ибо вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.

Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите в снопы, чтобы сжечь их; пшеницу же соберите в житницу мою.
 
Пусть растут и те и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: Сначала сожните сорняки, свяжите их в копны и сожгите, а зерно соберите в мою житницу".

Другую притчу Он поведал им: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своем;
 
Он рассказал им другую притчу: "Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек посадил на своём поле.

будучи наименьшим из всех семян, оно, когда вырастает, становится выше всех злаков, словно дерево, так что прилетают птицы небесные и вьют гнезда в ветвях его.
 
Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".

И рассказал им другую притчу: Царство Небесное подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось всё.
 
И рассказал Он им ещё одну притчу: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить".

Такими вот притчами Иисус проповедовал народу, и, кроме притч, ничего не говорил им,
 
Иисус всё это говорил народу притчами; Он вообще не говорил иначе как притчами, во исполнение

во исполнение сказанного пророком: для притч отверзу уста мои, открою утаенное от создания мира. (Пс 77:2)1
 
сказанного через пророка: "Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира".

А когда, оставив народ, Иисус пришёл домой, ученики Его подошли к Нему и сказали: разъясни нам значение притчи о плевелах на поле.
 
Затем Он отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: "Объясни нам притчу о сорняках в поле".

Он же сказал им в ответ: сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;
 
В ответ Он сказал: "Тот, кто посеял хорошее семя — Сын Человеческий.

поле — это мир, хорошие семена — это сыновья Царства, а плевелы — сыновья лукавого;
 
Поле — это мир. Хорошее семя — это Сыновья Царства. Сорняки же — это те, кто принадлежит лукавому.

враг, посеявший их, — это диавол, жатва — конец века сего, а жнецы — это ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — ангелы.

Подобно тому, как плевелы выбирают и сжигают в огне, так будет и в конце века сего:
 
И подобно тому, как сорняки собирают и сжигают на огне, так будет и при конце света.

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, а те изымут из Царства Его все соблазны и всех творящих беззакония
 
Сын Человеческий пошлёт Своих ангелов, и соберут они в Его Царстве всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,

и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят их в пылающую печь, и там люди будут рыдать и скрежетать зубами.

Тогда праведники воссияют словно солнце в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)
 
И воссияют праведники, подобно солнцу, в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит".

Царство Небесное подобно сокровищам, спрятанным в поле, найдя которые, человек утаил это, и от радости пошёл и продал всё, что имел, и купил поле то.
 
"Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел и купил это поле.

Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему красивый жемчуг;
 
Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.

найдя одну драгоценную жемчужину, он отправился и продал всё, что имел, и купил её.
 
Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл, продал всё, что имел и купил её.

Ещё подобно Царство Небесное неводу, которым, закинув его в озеро, захватили самых разных рыб,
 
Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.

и, когда он наполнился, вытащили его на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили вон.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую рыбу выбросили.

Так будет и в конце века сего: сойдут (с небес) ангелы и, отделив грешников от праведников,
 
Так будет и когда наступит конец света. Явятся ангелы и отделят дурных людей от праведников,

ввергнут грешников в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят плохих людей в огненную печь. И будут они там рыдать и скрежетать зубами".

И спросил их: уразумели ли вы всё это? Они ответили Ему: да, Господи.
 
И спросил Иисус своих учеников: "Понимаете ли вы всё это?" Они ответили Ему: "Да".

Он же сказал им: если так, то всякий книжник, знающий о Царстве Небесном, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
 
И сказал Он им: "Поэтому каждый законник, поверивший в Царство Небесное, подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи".

Этой притчей Иисус закончил речь Свою и удалился оттуда.
 
Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда

Придя в Свой родной город,2 Он стал проповедовать в местной синагоге, а все спрашивали в изумлении: о какой это Своей мудрости и чудесах (говорит Он)?
 
и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: "Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын?

Разве Он не сын плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?

И разве все сестры Его не живут у нас? Откуда же у Него всё это?
 
И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?"

И негодовали на Него. Иисус же сказал им: нигде не презирают пророка, но только в отечестве его и в доме его.
 
И не захотели они признать Его. Тогда Иисус сказал им: "Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме".

И не совершил там никаких чудес из-за неверия их.
 
И Он не стал совершать там чудес, ибо не было у них веры.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[13.1] досл.: «но не имея корня в себе и будучи непостоянен».
[13.2] вторая половина пророчества дана автором в свободном переводе (возможно, в таких случаях автор просто цитировал по памяти, не сверяясь с подлинником).
[13.3] родной город — Назарет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.