Матвія 13 глава

Євангелія від св. Матвія
Переклад Куліша та Пулюя → Cовременный перевод WBTC

 
 

Тогож дня вийшов Ісус із господи, та й сїв край моря.
 
В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.

І зібралось до Него багато народу, так що Він увійшов у човен, та й сїв; а ввесь народ стояв на березї.
 
Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.

І промовляв до него багато приповістями, глаголючи: Ото вийшов сїяч сїяти;
 
Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: "Вышел сеятель сеять,

і як він сїяв, инше впало край шляху, й прилетїло птаство, та й повизбирувало його.
 
и когда разбрасывал семена, то одни упали подле дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Инше ж упало на каменистому, де не мало землї багато, й зараз посходило, бо не мало глибокої землї;
 
Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, ибо слой земли там был неглубокий,

як же зійшло сонце, то й повяло воно, а, не мавши кореня, посохло.
 
но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.

А инше попадало між тернину, й тернина, розвившись, поглушила його.
 
Другие семена упали среди колючек, они взошли и заглушили ростки.

Инше ж упало на добру землю, і дало овощ, одно в сотеро, друге в шісьдесятеро, инше ж у трийцятеро.
 
Остальные семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, в шестьдесят или тридцать раз больше зёрен, чем было посеяно.

Хто має уші слухати, нехай слухає.
 
Имеющий уши да слышит!"

І, приступивши ученики, казали до Него: На що ти глаголеш до них приповістями?
 
Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: "Почему Ты поучаешь их притчами?"

Він же, озвавшись, рече до них: Вам дано знати тайни царства небесного, їм же не дано.
 
И Он сказал в ответ: "Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.

Хто бо має, тому дасть ся, й надто мати ме; а хто не має, в того візьметь ся й те, що має.
 
Ибо имущему дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое, что ему принадлежит.

Тим я глаголю до них приповістями: бо, дивлячись, не бачять, і слухаючи, не чують, анї розуміють.
 
Вот почему Я говорю с ними притчами, ибо хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.

І справджуєть ся на них пророцтво Ісаїї, що глаголе: Слухом слухати мете, та й не зрозумієте, й, дивлячись, бачити мете, та й не постережете.
 
Так исполнится пророчество Исаии: "Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, и будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.

Затвердїло бо серце народу сього, й ушима тяжко чують, й очі свої вони заплющили, щоб инколи не побачити очима, й не почути ушима, й не зрозуміти серцем, і не навернутись, щоб сцїлив я їх.
 
Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, ища исцеления".

Ваші ж очі блаженні, бо бачять, і уші ваші, бо чують.
 
А ваши глаза блаженны, ибо видят, уши ваши блаженны, ибо они слышат.

Істино бо глаголю вам: Що многі пророки й праведники бажали бачити, що ви бачите, та й не бачили; й чути, що ви чуєте, та й не чули.
 
Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали".

Оце ж послухайте приповістї про сїяча.
 
"Послушайте же толкование притчи о сеятеле.

Коли хто чує слово царства, й не зрозуміє, приходить лукавий, та й хапає, що посїяно у него в серцї. Се — засїяний край шляху.
 
Когда человек слышит слово о Царстве, но не понимает его, то появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека. Вот что означают семена, упавшие подле дороги.

А засїяний на каменистому, се той, що чує слово, й зараз приймає його з радостю:
 
Семена, которые попали на каменистую почву, означают тех, кто услышит слово и тотчас с радостью принимает его.

тільки же не має він кореня в собі, він до часу; як настане горе або гоненнє за слово, зараз блазнить ся.
 
Но так как он не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это недолго продолжается. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.

А засїяний в тернинї, се той, що чує слово, та журба віку сього і омана богацтва глушить слово, й робить ся без'овочним.
 
Семена, которые упали среди колючек, означают тех, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плода.

Засїяний же на добрій землї, се той, що чує слово й розуміє, й дає овощ; і родить одно в сотеро, друге в шістьдесятеро, инше ж у трийцятеро.
 
Семена же, которые попали в плодородную землю, означают тех, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного".

Ще иншу приповість подав їм, глаголючи: Уподобилось царство небесне чоловікові, що сїє добре насїннє на ниві своїй;
 
И рассказал Он им другую притчу: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.

як же люде спали, прийшов ворог його, й насїяв куколю між пшеницю, та й пійшов.
 
Ночью, когда все спали, пришёл враг, посеял сорняки среди пшеницы и ушёл.

Як же зійшов засїв, та принїс овощ, показавсь тодї й кукіль.
 
И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.

І прийшли слуги господаря того, та й кажуть йому: Пане, хиба ти не добре насїннє сїяв на твоїй ниві? Звідкіля ж узяв ся кукіль?
 
Слуги пришли к владельцу земли и сказали: "Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?"

Він же рече їм: Се зробив чоловік ворог. Слуги ж сказали йому: Чи хочеш, щоб ми пійшли та випололи його?
 
А он им сказал: "Кто-то из моих врагов сделал это". Тогда слуги предложили: "Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?"

Він же рече: Нї, щоб виполюючи кукіль, разом з ним і пшеницї не повиривали.
 
Он сказал: "Нет, не хочу, ибо вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.

Нехай ростуть обоє до жнив, а в жнива я скажу женцям: Зберіть перш кукіль та повяжіть у снопи, щоб спалити, а пшеницю зложіть у клунї в мене.
 
Пусть растут и те и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: Сначала сожните сорняки, свяжите их в копны и сожгите, а зерно соберите в мою житницу".

Иншу приповість подав їм, глаголючи: Царство небесне подібне зерну горчицї, що, взявши чоловік, посїяв на ниві своїй.
 
Он рассказал им другую притчу: "Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек посадил на своём поле.

Найдрібнїще воно між усяким насїннєм; як же виросте, то стане найбуйнїщим між яриною, і зробить ся деревом, так що птаство небесне прилїтає кублитись між гіллєм його.
 
Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".

Иншу приповість сказав їм, глаголючи: Царство небесне подібне квасу, що жінка візьме та й рощинить ним три мірки борошна (муки), поки все вкисне.
 
И рассказал Он им ещё одну притчу: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить".

Все це говорив Ісус людям приповістями, а без приповістей не говорив їм:
 
Иисус всё это говорил народу притчами; Он вообще не говорил иначе как притчами, во исполнение

щоб справдилось, що сказав пророк, глаголючи: Одкрию в приповістях уста мої, промовлю втаєне від настання сьвіта.
 
сказанного через пророка: "Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира".

Тодї одіслав Ісус людей та й пійшов до дому; і приступили до Него ученики Його, говорячи: Виясни нам приповість про кукіль на ниві.
 
Затем Он отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: "Объясни нам притчу о сорняках в поле".

Він же, озвавшись, рече їм: Сїючий добре насїннє, се Син чоловічий;
 
В ответ Он сказал: "Тот, кто посеял хорошее семя — Сын Человеческий.

а нива, се сьвіт; добре ж насїнне, се сини царства; а кукіль, се сини лукавого;
 
Поле — это мир. Хорошее семя — это Сыновья Царства. Сорняки же — это те, кто принадлежит лукавому.

ворог, що всїяв його, се диявол; жнива, се конець сьвіта; а женцї, се ангели.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец света, жнецы же — ангелы.

Оце ж, як той кукіль збираєть ся та палить ся огнем, так буде при кінцї сьвіта сього:
 
И подобно тому, как сорняки собирают и сжигают на огне, так будет и при конце света.

Пошле Син чоловічий ангели свої, й позбирають вони з царства Його все, що блазнить, і всїх, що роблять беззаконнє,
 
Сын Человеческий пошлёт Своих ангелов, и соберут они в Его Царстве всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,

та й повкидають їх ув огняну піч: там буде плач і скреготаннє зубів.
 
и бросят их в пылающую печь, и там люди будут рыдать и скрежетать зубами.

Тодї праведні сияти муть, як сонце в царстві Отця свого. Хто має уші слухати, нехай слухає.
 
И воссияют праведники, подобно солнцу, в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит".

Знов, царство небесне подібне скарбу, закопаному на ниві: що, знайшовши його чоловік, приховав, і, радїючи, йде та й продає все, що має, та й купує ту ниву.
 
"Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел и купил это поле.

Знов, царство небесне подібне чоловікові купцеві, що шукає добрих перел;
 
Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.

і знайшовши він одну перлу дорогоцїнну, пійшов та й продав усе, що мав, та й купив її.
 
Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл, продал всё, что имел и купил её.

Знов, царство небесне подібне неводові, що закинуто в море, й що зайняв усячини;
 
Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.

як же став повен, то витягли його на беріг, і посїдавши, вибрали, що добре, у посуд, а що погане, те геть повикидали.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую рыбу выбросили.

Так буде й при кінцї сьвіту: вийдуть ангели, та й повідлучають лихих зміж праведних,
 
Так будет и когда наступит конец света. Явятся ангелы и отделят дурных людей от праведников,

та й повкидають їх ув огняну піч: там буде плач і скреготаннє зубів.
 
и бросят плохих людей в огненную печь. И будут они там рыдать и скрежетать зубами".

І рече Ісус до них: Чи зрозуміли це все? Кажуть вони Йому: Так, Господи.
 
И спросил Иисус своих учеников: "Понимаете ли вы всё это?" Они ответили Ему: "Да".

Він же рече їм: Тим же то кожен письменник, навчений про царство небесне, подібен чоловікові господареві, що виносить із свого скарбу нове й старе.
 
И сказал Он им: "Поэтому каждый законник, поверивший в Царство Небесное, подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи".

І сталось, як скінчив Ісус оцї приповістї, пійшов ізвідтіля.
 
Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда

І, прийшовши у свою країну, навчав їх у школї їх, так що вони дивувались і казали: Звідкіля в Сього така премудрість і сила?
 
и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: "Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын?

Хиба Він не син теслї? хиба не Його мати зветь ся Мария? а брати Його Яков, та Йосій, та Симон, та Юда?
 
Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?

хиба не Його сестри між нами? Звідкіля ж се все в Него?
 
И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?"

І поблазнились Ним. Ісус же рече до них: Не є пророк без чести, хиба що в своїй отчинї та в своїй домівцї.
 
И не захотели они признать Его. Тогда Иисус сказал им: "Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме".

І не зробив там многих чудес через недовірство їх.
 
И Он не стал совершать там чудес, ибо не было у них веры.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.