По Иоанну 5 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → В переводе Лутковского

 
 

После этого был еврейский праздник и поднялся Иисус в Иерусалим.
 
И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.

А в Иерусалиме у Овечьих Ворот есть водоем, по-еврейски называемый Бет-Зата, окруженный пятью галереями,
 
В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1

в которых лежало множество больных: слепых, хромых, увечных.
 
под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,

[ отсутствует в NA ]
 
ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.

Среди них лежал человек, который был болен тридцать восемь лет.
 
И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.

Увидев его и поняв, что он давно уже болен, Иисус спросил: — Ты хочешь выздороветь?
 
Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?

Больной ответил: — Господин, у меня нет никого, кто бы мне помог спуститься в водоем, когда вода начинает волноваться. Пока доберусь, кто-нибудь раньше меня успевает туда сойти.
 
Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.

Иисус сказал ему: — Встань, возьми подстилку и иди!
 
Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.

и тот человек сразу выздоровел, взял подстилку и пошёл. А день был субботний.
 
И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.

Поэтому евреи упрекали исцеленного: — Сегодня суббота. Ты не должен был брать подстилку!
 
Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.

Тот ответил: — Человек, меня исцеливший, сказал: «Возьми подстилку и иди!»
 
А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.

Они спросили: — Кто этот человек, сказавший тебе: «Возьми и иди»?
 
Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?

Однако исцеленный не знал, кто Он, потому что Иисус скрылся в толпе, которая там собралась.
 
Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.

Вскоре после этого Иисус встретил его в Храме и сказал: — Ну вот, ты здоров. Больше не греши, чтобы с тобой не случилось худшего.
 
Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.

Тот ушел и сообщил евреям, что исцелил его Иисус.
 
А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.

Тогда они начали преследовать Иисуса за то, что Он такое делал в субботу.
 
И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.

Иисус им сказал: — Мой Отец до сих пор не прекращает трудиться, так же тружусь и Я.
 
Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.

После этого евреи еще упорнее стремились Его убить, ибо Он не только упразднял субботу, но и называл Бога Своим Отцом, чем приравнивал Себя к Богу.
 
Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.

На это Иисус им ответил: — Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может делать Сам по себе; Он всё делает только глядя на то, что делает Отец: что бы ни делал Отец, точно так же делает Сын,
 
Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.

ибо Отец любит Сына и всё, что делает Сам, показывает Ему. И Он покажет Ему дела ещё большие, так что вы изумитесь.
 
Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.

Как Отец поднимает и оживляет мертвых, так и Сын оживляет, кого хочет.
 
А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.

Отец и не судит Сам никого, но все правосудие передал Сыну,
 
Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,

чтобы все почитали Сына, как почитают Отца. А кто Сына не почитает, тот не почитает и пославшего Его Отца.
 
чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.

Истинно, истинно говорю вам: кто, слушая Мои слова, верит Пославшему Меня, тот обрел вечную жизнь и не приходит на суд — он перешагнул из смерти в жизнь.
 
Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3

Истинно, истинно говорю вам: близится и пришёл уже час, когда мертвые услышат голос Сына Божьего и те, кто услышат, будут жить.
 
Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,

Ибо как владеет жизнью Отец, так по дару Отца владеет ею и Сын.
 
ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.

И творить суд дал ему власть Отец, потому что Он есть Сын Человеческий.
 
А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;

Не удивляйтесь этому! Близится час, когда те, кто в гробницах, услышат Его голос
 
не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,

и покинут гробницы: творившие добро для воскрешения в жизнь, а совершавшие зло для воскрешения на суд.
 
и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.

Сам по себе Я не могу делать ничего. Я, как слышу, так и сужу, и Мой суд справедлив, ибо Я стремлюсь не Свою волю исполнять, а волю Пославшего Меня.
 
Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.

Если бы Я один выступал свидетелем в Свою пользу, Моё свидетельство было бы недействительным.
 
Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,

Но есть у Меня другой свидетель, и Я знаю, что он говорит обо Мне правду.
 
но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.

Вы сами послали людей к Иоанну, и он подтвердил вам истину.
 
Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.

Нет, в свидетельстве человека Я не нуждаюсь, а говорю вам об этом, чтобы вы спаслись.
 
Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.

Иоанн был светильником, зажжённым и светящим, а вы совсем недолго хотели радоваться его свету.
 
Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.

Но есть у Меня свидетельство весомее, чем Иоанново: те дела, которые Отец поручил Мне исполнить, само уже то, что Я делаю, подтверждает, что Я послан Отцом.
 
Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.

И Сам пославший Меня Отец выступил Моим свидетелем. Вы Его голоса никогда не слышали и Его облика не видели,
 
И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,

и не удержали Его слова в себе, ибо Тому, Кого Он послал, вы не верите.
 
и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.

Вы ищете ответ в Писаниях, считая их источником вечной жизни. Но и Писания обо Мне свидетельствуют,
 
Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4

а вы не хотите придти ко Мне, чтобы обрести жизнь.
 
Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).

И в похвалах человеческих Я не нуждаюсь,
 
Людская слава не нужна Мне,

но вы, Я знаю, не любите Бога.
 
да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.

Я пришел от имени Моего Отца, и вы Меня отвергаете, а того, кто придет от своего имени, вы не отвергнете.
 
Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.

Как вы можете верить, если принимая похвалы друг от друга, вы к той славе, что бывает только от Бога, не стремитесь?
 
Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?

Не думайте, что Я вас буду обвинять перед Отцом. Есть у вас обвинитель — Моисей, на которого вы уповаете.
 
Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.

Если бы вы действительно верили Моисею, то поверили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.
 
Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.

Но если вы не верите написанному Моисеем, как вы поверите сказанному Мной?
 
Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.