От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Открытый перевод

 
 

После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.
 
После этого Иисус ходил по Галилее, а в Иудею идти не хотел, потому что евреи там стремились Его убить.

А когда наступил иудейский праздник Кущей,
 
Приближался еврейский Праздник Шалашей.

братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.
 
Братья Иисуса говорили Ему: — Отправляйся в Иудею. Пусть и Твои ученики увидят Твои дела.

Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!
 
Ведь действуя тайно, нельзя добиться признания. Раз Ты такое делаешь, открой Себя миру!

Но сами братья не веровали в Него.
 
Братья так говорили, потому что и они в Него не верили.

На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.
 
Иисус ответил: — Моё время ещё не пришло, а вам подходит любое время.

Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.
 
Мир не может вас ненавидеть, а Меня он ненавидит, ибо Я — свидетель тому, что он делает только зло.

Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.
 
Идите на праздник сами, а Я не пойду, ибо Моё время ещё не пришло.

Сказав это, Он остался в Галилее.
 
Сказав это, он остался в Галилее.

Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).
 
А когда братья ушли на праздник, пошёл туда тайно и Он.

Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?
 
Евреи искали Его на празднике, спрашивая: «Где Он?»

А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.
 
В народе о Нём много спорили. Одни говорили: «Он — добрый человек», — другие: «Нет, он вводит народ в обман».

Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.
 
Открыто же о Нём не говорил никто, потому что боялись евреев.

Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.
 
Когда минула половина праздничных дней, Иисус поднялся в Храм и начал там проповедовать.

Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?
 
Евреи удивлялись и спрашивали: — Откуда он знает Писания, не учившись?

Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.
 
Иисус ответил: — Я не Свое учение проповедую, оно — от Пославшего Меня.

Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.
 
Кто Его волю хочет исполнять, тот поймет, от Бога ли Моё учение или Я Сам от Себя говорю.

Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.
 
Кто сам от себя говорит, тот ищет собственной славы, а кто ищет славы Пославшего его, тот верен истине и нет в нём неправоты.

Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?
 
Разве Моисей не давал вам Закона? Но никто из вас не исполняет Закон. Почему вы хотите Меня убить?

В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?
 
Толпа отвечала: — Демон в Тебе? Кто хочет Тебя убить?

В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.
 
Иисус сказал: — Я совершил лишь одно деяние — и вас всех оно изумляет.

Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.
 
Подумайте: Моисей установил для вас обрезание (хотя на самом деле этот обычай — от предков), так вы совершаете обрезание и по субботам.

Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?
 
Но если в субботу совершают обрезание, чтобы не нарушить Закон Моисея, почему вы обозлились на Меня из-за того, что Я всего человека исцелил в субботу?

Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3
 
Не судите лишь по букве, но судите судом справедливым.

Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?
 
Некоторые жители Иерусалима говорили: — Не тот ли это человек, которого хотят убить?

Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?
 
Смотрите! Он открыто проповедует и никто ему не возражает. Может быть, власти признали его Помазанником?

Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.
 
Но мы знаем, откуда он. А когда придет Помазанник, откуда Он, знать не будет никто.

Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,
 
Иисус, проповедуя в Храме, в ответ на это воскликнул: — Меня вы знаете и, откуда Я, тоже знаете. А я пришел не Сам по себе, но послал меня Истинный, Кого вы не знаете.

тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.
 
Его знаю Я, ибо Я — от Него, и послал Меня Он.

Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.
 
Тут они хотели Его схватить, но никто не прикоснулся к Нему, ибо Его час ещё не пришел.

А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?
 
Многие из толпы в Него поверили. Они говорили: — Разве Помазанник, когда придет, больше сотворит знаков, чем Он?

Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.
 
Фарисеи, услышав, что говорят о Нём в народе, вместе с первосвященниками послали стражников схватить Его.

Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.
 
Тогда Иисус сказал: — Ещё недолго пробуду Я с вами и уйду к Пославшему Меня.

Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.
 
Вы будете Меня искать, но не найдете, ибо где буду Я, вам туда не дойти.

При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?
 
Евреи стали между собой обсуждать: — Куда Он хочет уйти, так что мы его не найдем? Не собирается ли Он в диаспору среди греков, чтобы проповедовать иноверцам?

Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?
 
Как это понимать: «Вы будете Меня искать, но не найдете» и «где буду Я, вам туда не дойти»?

В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!
 
В последний, самый торжественный, день праздника Иисус встал перед толпой и воскликнул:

Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)
 
— Кто жаждет, пусть приходит ко Мне, и пусть пьет, кто верит в Меня. Как в Писании сказано, у него из сердца потекут реки живой воды.

А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.
 
Он сказал это о Духе, который предстояло получить верующим в Него: Духа в то время не было, ибо Иисус ещё не был прославлен.

Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;
 
Услышав это, люди в толпе стали говорить: — Он и в самом деле пророк.

другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?
 
Он — Помазанник. Другие им возражали: — Разве из Галилеи придет Помазанник?

Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)
 
Не говорит ли Писание, что Помазанник произойдет из потомства Давидова, из Бет-Лехема, откуда был родом Давид?

И возник о Нём спор среди собравшихся людей.
 
Таким образом, мнения о Нём разделились.

Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.
 
Некоторые из толпы хотели Его схватить, но никто к Нему не прикоснулся.

Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?
 
Посланные за Ним стражники вернулись к первосвященникам и фарисеям, а те их спросили: — Почему вы не привели его?

Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.
 
Стражники ответили: — Никогда ещё человек так не говорил.

Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?
 
На это фарисеи сказали: — Не попались ли и вы на обман?

Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?
 
Разве кто-нибудь из властей или фарисеев поверил в него?

А народ этот проклят: он не знает закона.
 
А этот народ, несведущий в Законе, проклят.

Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:
 
Один из них, Никодим, приходивший раньше к Иисусу, сказал:

разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?
 
— Разве наш Закон судит человека, не выслушав его сначала и не расследовав его деяний?

В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4
 
Они в ответ ему сказали: — Может быть, и ты галилеянин? Обратись к Писаниям — и сам убедишься, что из Галилеи не приходят пророки.[[

 
Все разошлись по домам,

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.