От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Под редакцией Кулаковых

 
 

И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что Иудеи искали Его убить.
 
Потом Иисус ходил по всей Галилее, а в Иудею не шел, потому что вожди ее замышляли убить Его.

А был близко Иудейский праздник Кущей,
 
Но в канун иудейского праздника Кущей

Сказали Ему тогда братья Его: пойди отсюда и иди в Иудею, чтобы и ученики Твои увидели дела Твои, которые Ты творишь;
 
братья Иисуса сказали Ему: «Ты должен оставить эти места и отправиться в Иудею, чтобы и там ученики Твои увидели дела, Тобой творимые.

ибо никто ничего не делает втайне, а хочет сам быть на виду: если Ты это делаешь, яви Себя миру.
 
Ведь ни один человек не скрывает того, что делает, если хочет, чтобы люди узнали о нем. Ты такие дела творишь, почему же не явишь Себя всему миру?»

Ибо и братья Его не верили в Него.
 
(Даже братья Его не верили в Него.)

Говорит им на это Иисус: время Мое еще не пришло; а для вас всегда время.
 
Иисус возразил: «Не пришел еще час Мой. Это вам любое время годится,

Не может мир ненавидеть вас. Меня же ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его лукавы.
 
ибо мир не может вас ненавидеть. А Меня ненавидит он, потому что Я говорю,1 что дела его злы.

Вы пойдите на праздник. Я еще не пойду на этот праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
 
Ступайте на праздник, а Я на него не иду,2 потому что время Мое не настало».

И сказав им это. Он остался в Галилее.
 
Так Он им сказал и остался в Галилее.

Когда же пошли братья Его на праздник, тогда и Он Сам пошел: не явно, а как бы втайне.
 
Но когда ушли братья Его, Иисус всё же отправился на праздник, но тайно,3

Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
 
ибо власти иудейские уже разыскивали Его там. «Где Тот?» — с презрением спрашивали они.

И толков было много о Нем в народе. Одни говорили: Он добр; другие говорили: нет, но вводит народ в заблуждение.
 
В народе тоже много было толков о Нем. «Он хороший Человек », — говорили шепотом одни. «Нет! — возражали другие. — Он вводит народ в заблуждение».

Однако, никто открыто не говорил о Нем из страха перед Иудеями.
 
Никто, впрочем, не говорил о Нем открыто из страха перед иудейскими властями.

Когда праздник был уже на половине, вошел Иисус в храм и учил.
 
Праздник уже прошел наполовину, когда Иисус появился в Храме и стал учить.

Удивлялись Иудеи, говоря: каким образом Он знает Писания, не пройдя учения?
 
«Откуда Он так знает Писание?4 — удивлялись иудеи. — Ведь Он не учился у раввинов ».

Ответил им Иисус и сказал: Мое учение не Мое, но Пославшего Меня.
 
Им ответил Сам Иисус: «Учение Мое — не от Меня, но от Того, кто послал Меня.

Если кто хочет творить волю Его, он узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я от Себя говорю.
 
Кто готов исполнять волю Божию, тот узнает, от Бога ли это учение, или от Себя Я говорю.

Говорящий от себя ищет собственной славы: но Ищущий славы Пославшего Его, Тот истинен, и неправды в Нем нет.
 
Кто от себя говорит, для себя ищет славы. А кто о славе пославшего его заботится, тот искренен и нет у него обмана.5

Не Моисей ли вам дал Закон? И никто из вас не исполняет Закона. Почему Меня ищете убить?
 
Не дал ли Моисей Закон вам? Но никто из вас не поступает по Закону. Почему же Меня убить хотите?»

Ответил народ: бес в Тебе, кто Тебя ищет убить?
 
Из толпы закричали: «В Тебя, верно, бес вселился! Кто хочет Тебя убить?»

Ответил Иисус и сказал им: одно дело Я сотворил, и вы все удивляетесь ему.
 
«Я сделал одно дело в субботу, и вы до сих пор из-за этого никак в себя не придете,6 — ответил им Иисус. —

Моисей дал вам обрезание, — не то, чтобы оно было от Моисея, оно от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека.
 
Моисей наказал вам совершать обрезание7 (это идет, впрочем, не от Моисея даже, а от патриархов), и вы, не задумываясь, совершаете его даже в субботу.

Если обрезание принимает человек в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисеев, на Меня ли вы злобствуете, что Я всего человека сделал здоровым в субботу?
 
Почему же вам можно, во исполнение Закона Моисеева, в субботу обрезать ребенка, имея дело лишь с одной частью тела, а на Меня вы негодуете за исцеление всего человека в этот день?

Не по виду судите, но судите праведным судом.
 
Перестаньте судить о вещах поверхностно, судите, наконец, судом праведным!»

Говорили тогда некоторые из Иерусалимлян: не Тот ли это, Кого ищут убить?
 
Иные из жителей Иерусалима, услышав такое, стали спрашивать: «Не Тот ли это, Кого хотят убить?

И вот Он открыто держит речь, и ничего Ему не говорят. Неужели же воистину узнали начальники, что это — Христос?
 
Смотрите, впрочем: вот Он открыто проповедует, и Ему не запрещают! Неужели власти решили, что Он и вправду Мессия?

Но Этого мы знаем, откуда Он. А когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он.
 
Но мы ведь знаем, откуда пришел Он. Когда же придет Мессия, никто не будет знать, откуда Он».

Возгласил тогда в храме Иисус, уча и говоря: и Меня знаете, и знаете, откуда Я, и не от Себя Я пришел, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
 
Тогда Иисус, всё еще остававшийся в Храме, где учил Он, воскликнул: «Так вы знаете Меня и знаете, откуда Я?! Но Я не Сам по Себе пришел; есть Тот, Кто послал Меня, и это — истинный8 Бог. Но вы не знаете Его,

Я знаю Его, потому что Я — от Него, и Он Меня послал,
 
а Я знаю, потому что Я — от Него, это Он послал Меня».

Искали Его схватить, и никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
 
Иные из толпы хотели схватить Его, но ни один человек не осмелился поднять на Него руку, потому что не пришел еще час Его.

Из толпы же многие уверовали в Него и говорили: Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем Этот сотворил?
 
А многие и поверили в Него. Такие говорили: «Неужели Мессия, приди Он теперь, большие бы совершил знамения,9 чем те, что сотворил Этот Человек? »

Услышали фарисеи эти толки о Нем в толпе, и послали первосвященники и фарисеи служителей, чтобы схватить Его.
 
Толки народа о Нем дошли до фарисеев, и они вместе с первосвященниками10 велели храмовой страже схватить Его.

Тогда сказал Иисус: еще малое время Я с вами, и иду к Пославшему Меня;
 
Тогда сказал Иисус: «Недолго уже с вами Мне быть, уйду Я скоро к Тому, Кто послал Меня.

будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти.
 
Будете искать Меня, но не найдете [Меня]; и не сможете прийти туда, где буду Я».

Сказали тогда друг другу Иудеи: куда Он собирается идти, что мы не найдем Его? Не в рассеяние ли среди Еллинов собирается Он идти и учить Еллинов?
 
Стали рассуждать тогда иудеи: «Куда собирается уйти Он, чтобы не нашли мы Его? Не к тем ли из наших, что среди греков живут в рассеянии? Или греков задумал учить?

Что это за слово, которое Он сказал: вы будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти?
 
Что Он имел в виду, когда говорил: „Искать Меня будете, но не найдете [Меня], туда, где буду Я, не сможете прийти“?»

В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет.
 
В последний, самый великий день праздника Иисус стал среди Его окружавшей толпы и провозгласил: «Кто жаждет, ко Мне пусть придет и пьет!

Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой.
 
У верующего в Меня, сказано в Писании, реки живой воды потекут из сердца».11

Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен.
 
Он говорил о Духе Святом, Которого получат поверившие в Него. Но Дух еще не был дан, потому что слава Иисуса не была еще явлена миру.

Некоторые из толпы, услышав эти слова, говорили: это, воистину, пророк.
 
Иные из толпы, услышав слова Его, сказали: «Воистину Он пророк».

Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи придет Христос?
 
Другие говорили даже: «Это Мессия». Некоторые, однако, возражали: «Разве может Мессия прийти из Галилеи?

Не Писание ли сказало, что от семени Давидова и из Вифлеема, того селения, где был Давид, придет Христос?
 
Не говорится ли в Писании, что потомком Давида12 будет Мессия, что из Вифлеема придет Он, из селения, где жил Давид?»

И произошло тогда из-за Него разделение в толпе:
 
И раскололась толпа из-за противоречивых мнений о Нем.

некоторые из них хотели схватить Его, но никто не наложил на Него рук.
 
Некоторые вознамерились было схватить Его, но никто всё же не поднял руку на Него.

Итак, пришли служители к первосвященникам и фарисеям, и те им сказали: почему вы не привели Его?
 
Когда вернулись стражники к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: «Что же не привели вы Его?»

Ответили служители: никогда еще так не говорил человек, как говорит Этот Человек.
 
« Никто еще и никогда не говорил так, как Этот Человек», — отвечали те.

И ответили им фарисеи: неужели и вас ввели в заблуждение?
 
«Неужели, — оборвали их фарисеи, — и вы дали обмануть себя?

Разве кто-нибудь из начальников уверовал в Него, или из фарисеев?
 
Поверил ли в Него хоть один из старейшин13 или фарисеев?

Но толпа эта, не знающая Закона: прокляты они.
 
А что до черни,14 ничего не понимающей в Законе, — проклята она».

Говорит им Никодим, приходивший к Нему раньше (был он один из них):
 
Тут подал голос некто Никодим, один из тех фарисеев, что прежде15 приходил к Иисусу:

разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает?
 
«Разрешает ли Закон наш осуждать человека, не выслушав сначала его и не разобравшись в том, что он сделал?»

Ответили и сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Исследуй и убедись, что из Галилеи пророк не приходит.
 
«Ты что, тоже из Галилеи? — сказали ему в ответ. — Исследуй Писание и увидишь, что Пророк не придет из Галилеи». [[

И отправились каждый в свой дом.
 
И разошлись все по домам.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: свидетельствую о нем.
8  [2] — В некот. рукописях: еще не иду.
10  [3] — Букв.: пошел не открыто, а [как бы] тайно.
15  [4] — Или: откуда у Него все эти знания?
18  [5] — Букв.: тот истинен/правдив и нет в нем неправды/неправедности.
21  [6] — Букв.: все удивляетесь. Имеется в виду совершенное в субботу исцеление параличного. См. Ин 5:5−9.
22  [7] — См. в Словаре Обрезание.
28  [8] — Или: и Он верен; или: и на Него можно положиться.
31  [9] — Или: больше знамений.
32  [10] — См. в Словаре Первосвященник.
38  [11] — Букв.: из чрева. Неясно, какое место Писания имеется в виду, ср. Притч 18:4; Ис 12:3; Ис 58:11; Иез 47:1; Зах 14:8.
42  [12] — См. в Словаре Давид.
48  [13] — Или: из начальников.
49  [14] — Букв.: но толпа эта.
50  [15] — В некот. рукописях: ночью.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.