Римлянам 3 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Под редакцией Кулаковых

 
 

Итак, в чём же преимущество Иудея, или какая польза от обрезания?
 
Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?

Великое преимущество во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверены слова Божии,
 
Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.

Ибо что же? Если некоторые неверны были, неверность их упразднит ли верность Божию?
 
И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?

Отнюдь нет. Но Бог да будет истинен, всякий же человек лжец, как написано: Чтобы Ты оправдан был в словах Твоих и победил, когда судили бы Тебя.
 
Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2

Если же неправда наша являет Божию праведность, что скажем: неужели неправеден Бог, наводящий Свой гнев? Я говорю по человечеству.
 
Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?

Отнюдь нет. Как же тогда будет Бог судить мир?
 
Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?

Но если моей ложью истина Божия преизобиловала во славу Его, за что же я еще судим, как грешник?
 
Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?

И как злословят нас, и как некоторые утверждают, что мы это говорим, — будем делать зло, чтобы вышло добро. Этих осуждение справедливо.
 
Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.

Итак, что же? Имеем ли мы превосходство? Нет, не имеем. Ибо мы уже произнесли суд, что, как Иудеи, так и Еллины-все под грехом,
 
Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.

как написано: Нет праведного ни одного,
 
В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;

нет разумеющего, никто не ищет Бога;
 
нет разумеющих, никто Бога не ищет.

все сбились с пути, разом пришли в негодность; нет творящего доброе, нет ни одного.
 
Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5

Гортань их — открытый гроб, языками своими они обманывали. Змеиный яд у них под губами.
 
Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7

Уста их полны проклятия и горечи.
 
и на устах одни проклятия и горечь.8

Ноги их быстры на пролитие крови,
 
Скоры они9 на пролитие крови.10

разрушение и бедствие на путях их,
 
Всюду разор и бедствие на путях человеческих.

и пути мира они не познали.
 
Не знают люди пути к миру,11

Нет страха Божия пред очами их.
 
страха Божия лишились они».12

Но мы знаем, что то, что Закон говорит, он говорит к находящимся под Законом, так чтобы всякие уста были заграждены и весь мир стал виновен пред Богом, —
 
Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!

потому что делами Закона не будет оправдана пред Ним никакая плоть: ибо чрез Закон — познание греха.
 
Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.

Но теперь, помимо Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки,
 
Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;

— праведность Божия чрез веру в Иисуса Христа для всех верующих; ибо нет различия.
 
и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.

Ибо все согрешили и лишены славы Божией,
 
Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,

будучи оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое во Христе Иисусе.
 
а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.

Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его — при невменении прошлых грехов,
 
[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;

в долготерпении Божием, — для показания праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
 
так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.

Итак, где же похвала? Исключена раз навсегда. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры.
 
Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.

Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел Закона.
 
Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23

Или Бог — Иудеев только? Не Он ли и язычников? Да, и язычников, —
 
Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.

если действительно Бог един. Он, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру.
 
Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.

Итак, упраздняем ли мы Закон верою? Отнюдь нет, но Закон утверждаем.
 
Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.