1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
 
Стремитесь к любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
 
Ибо, кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не понимает: он духом говорит тайны,

а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
 
Тот же, кто пророчествует, людям говорит в назидание и увещание и утешение.

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
 
Тот, кто говорит языками, себя назидает; тот, кто пророчествует, назидает церковь.

Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
 
Я хочу, чтобы все вы говорили языками, но еще больше, чтобы вы пророчествовали: ибо тот, кто пророчествует, больше того, кто говорит языками, если только он не дает толкования, чтобы церковь получила назидание.

Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
 
И теперь, братья, если я приду к вам, говоря языками, какую я принесу вам пользу, если не будет в моих словах или откровения, или познания, или пророчества, или наставления?

И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
 
Но если бездушные предметы, издающие звук, будь то свирель или гусли, не дадут раздельных звуков, как распознают то, что играется на свирели или гуслях?

И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?
 
Ведь если труба издаст неясный звук, кто будет готовиться к бою?

Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
 
Так и вы, если не издадите языком отчетливого слова, как распознают то, что говорится? Вы будете говорить на ветер.

Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
 
Кто знает, сколько разных наречий в мире, и каждое из них выражает себя звуками?

Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
 
Итак, если я не знаю значения наречия, я для говорящего буду варваром, и говорящий будет варваром для меня.

Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
 
Так и вы, поскольку вы ревнуете о духах, для назидания церкви ищите их изобилия.

А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
 
Поэтому говорящий языками пусть молится о толковании.

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода.
 
Ибо если я молюсь языками, то дух мой молится, но ум мой без плода.

Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
 
Что же? Буду молиться духом, но буду молиться и умом; буду петь духом, но буду петь и умом,

Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоём благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
 
потому что, если ты будешь благословлять в духе, то занимающий место непосвящённого, как скажет аминь на твое благодарение, раз он не знает, что ты говоришь?

Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
 
Ибо ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
 
Благодарю Бога: я больше всех вас говорю языками;

но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
 
но в церкви хочу пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели множество слов языками.

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
 
Братья, не будьте детьми по разуму: на злое будьте младенцами, но по разуму будьте совершенными.

В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь».
 
В Законе написано: иноязычными и устами иных буду говорить народу этому, но и так не послушают Меня, говорит Господь.

Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
 
Таким образом языки служат знамением не для верующих, но для неверующих, пророчество же не для неверующих, но для верующих.

Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
 
Поэтому, если вся церковь сойдется вместе, и все будут говорить языками, и войдут непосвящённые или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете?

Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
 
Если же все пророчествуют и войдет кто неверующий или непосвящённый, то он обличается всеми, судится всеми;

И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».
 
сокровенное сердца его обнаруживается, и так, павши ниц, он поклонится Богу и провозгласит: действительно. Бог — между вами.

Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию.
 
Что же, братья? Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: всё да будет к назиданию.

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
 
Говорит ли кто языками, — каждый раз двое или, самое большое, трое, и по очереди, и один пусть толкует.

Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
 
Если же нет толкователя, молчи в церкви и говори себе и Богу.

И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
 
А пророки пусть говорят двое или трое, и другие пусть судят.

Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
 
Если же, пока он сидит, другому будет откровение, первый пусть молчит.

Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
 
Ибо вы можете все один за другим пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение.

И духи пророческие послушны пророкам,
 
И духи пророков пророкам послушны;

потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
 
ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира. Как во всех церквах у святых,

Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
 
жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит.

Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
 
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви.

Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
 
Или от вас слово Божие вышло? Или до вас одних оно достигло?

Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
 
Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это — Господня заповедь.

А кто не разумеет, пусть не разумеет.
 
Если же кто не знает, его не знает Бог.

Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
 
Итак, братья мои, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и не препятствуйте говорить языками.

только всё должно быть благопристойно и чинно.
 
Но пусть всё происходит благообразно и в порядке.

Примечания:

 
Синодальный перевод
33−34 церквах — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «церквях», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.