От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
 
Среди фарисеев был один человек, которого звали Никодим. Он был одним из иудейских вождей.

Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
 
Однажды ночью он пришёл к Иисусу и сказал: — Рабби, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может творить таких знамений, какие Ты творишь, если Бог не с ним.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
 
В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не сможет увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден[20].

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
 
— Как это человек может быть рожден ещё раз, когда он уже стар? — удивился Никодим. — Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться!

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
 
Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа[21].

Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
 
От плоти рождается плоть, а Дух[22] рождает дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше».
 
Не удивляйся тому, что Я сказал: вы должны быть заново рождены.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
 
Ветер[23] дует, где хочет. Ты слышишь его шум, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа.

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
 
— Как это может быть? — спросил Никодим.

Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
 
Иисус ответил: — Ты — учитель Израиля, и ты этого не понимаешь?

Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
 
Говорю тебе истину: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете нашего свидетельства.

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
 
Если Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, то как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном?

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
 
Никто не поднимался на небо, кроме Того, Кто сошел с неба, то есть Сына Человеческого[24].

И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
 
И как Моисей поднял змея в пустыне[25], так будет поднят[26] и Сын Человеческий,

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
 
чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную[27].

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
 
Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него.
 
Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир через Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
 
Верующий в Него не будет судим. Кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во имя единственного Сына Бога.

Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
 
Суд заключается в том, что в мир пришёл Свет, но люди полюбили тьму больше, чем Свет, потому что их дела были злы.

ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
 
Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обнаружились его дела.

а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
 
Но кто живет по истине, тот, наоборот, идет к Свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершены в Боге.

После сего пришёл Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
 
После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил.

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
 
Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься.

ибо Иоанн ещё не был заключён в темницу.
 
Это было ещё до того, как Иоанна заключили в темницу.

Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении.
 
Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении.

И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему.
 
Они пришли к Иоанну и сказали: — Рабби, Тот Человек, Который был с тобой на другой стороне реки Иордан и о Котором ты свидетельствовал, сейчас Сам крестит, и все идут к Нему.

Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
 
Иоанн ответил: — Человек может делать только то, что ему дано Небом.

Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним».
 
Вы сами свидетели тому, что я говорил: «Я не Христос, но я послан, чтобы идти впереди Него».

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
 
Невеста принадлежит жениху. Друг же жениха стоит рядом, слушает его радостный голос и сам радуется его счастью. В этом и моя радость, и сейчас она исполнилась.[28]

Ему должно расти, а мне умаляться.
 
Ему предстоит возвеличиваться, а мне умаляться.

Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
 
Тот, Кто свыше приходит, выше всех. Земной принадлежит земле и говорит по-земному, но Пришедший с небес — превыше всех!

и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
 
Он свидетельствует о том, что Он Сам видел и слышал, но никто не принимает Его свидетельства.

Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
 
Тот же, кто принимает, свидетельствует, что Бог истинен.

ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа.
 
Посланный Богом говорит слова Божьи, и Бог дает Ему Своего Духа без всякого ограничения.

Отец любит Сына и всё дал в руку Его.
 
Отец любит Сына и всё отдал в Его руки.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём.
 
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, тот же, кто отвергает Сына, не увидит жизни, и его ожидает Божий гнев.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
3 [20]Заново рожден. В оригинале это выражение также имеет значение: рожден свыше (так же в ст. 7).
5 [21] — См. Иез 36:25-27.
6 [22] — Или: дух.
8 [23] — На языке оригинала это слово означает и ветер, и дух.
13 [24] — В некот. древн. рукописях за этими словами следует: сущего на небесах.
14 [25] — См. Чис 21:4-9.
14 [26]Поднят. Предсказание Иисуса о Своем распятии на кресте за наши грехи (см. Ин 19:17-24). Данное греч. слово также означает: превознесен по правую руку Отца.
15 [27] — Или: чтобы каждый, кто поверит, имел жизнь вечную в Нем.
29 [28] — Здесь в аллегорической форме, Иоанн уподобляет Иисуса жениху, себя — Его другу, а всех верующих в Иисуса — невесте.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.