Притчи 14 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Мудрая женщина дом свой устроит, а глупая своими руками разрушит.
 
Мудрыя жены создаша домы: безумная же раскопа рукама своима.

Идущий прямым путем боится Господа, а тот, чьи пути кривы, Его презирает.
 
Ходяй право боится Господа: развращаяй же пути своя обезчестится.

В устах глупца — плеть для его спины,[57] а уста мудрецов хранят их.
 
Из уст безумных жезл досаждения: устне же мудрых хранят я.

Где нет быков, кормушка чиста; но где сильные быки, там обильная жатва.
 
Идеже несть волов, ясли чисты: а идеже жита многа, явна волу крепость.

Правдивый свидетель не станет лгать, а лживый свидетель дышит ложью.
 
Свидетель верен не лжет: разжизает же ложная свидетель неправеден.

Глумливый ищет мудрости, но не находит, а разумному знание дается легко.
 
Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши: чувство же у мудрых удобно.

Держись от глупца подальше, разумных слов от него ты не дождешься.
 
Вся противна (суть) мужеви безумну: оружие же чувствия устне премудры.

Мудрость разумных — свой путь понимать, а коварство — это глупость глупцов.
 
Премудрость коварных уразумеет пути их: буйство же безумных в заблуждении.

Глупцы смеются над приношением за вину,[58] а к праведным — Божье благоволение.
 
Домове беззаконных требуют очищения, домове же праведных приятни.

Сердце знает свою беду, и радости его чужой не разделит.
 
Сердце мужа чувственно печаль души его: егда же веселится, не примешается досаждению.

Дом нечестивых будет разрушен, а шатер праведных будет процветать.
 
Домове нечестивых изчезнут, селения же право творящих пребудут.

Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его — пути смерти.
 
Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада.

Даже при смехе может болеть душа, и радость может окончиться скорбью.
 
Ко веселием не примешавается печаль: последняя же радости в плачь приходят.

Сполна по заслугам получит отступник, а хороший человек — по своим делам.
 
Путий своих насытится дерзосердый, от размышлений же своих муж благ.

Простак верит всему, но разумный следит за своими шагами.
 
Незлобивый веру емлет всякому словеси, коварный же приходит в раскаяние.

Мудрец осторожен и чуждается зла, а глупец необуздан и беззаботен.
 
Премудр убоявся уклонится от зла, безумный же на себе надеявся смешавается со беззаконным.

Гневливый делает глупости, и лукавого ненавидят.
 
Острояростный без совета творит, муж же мудрый многая терпит.

Глупость — удел простаков, а разумных венчает знание.
 
Разделяют безумнии злобу, коварнии же удержат чувство.

Злодеи будут кланяться перед добрыми, и нечестивые — у ворот праведника.
 
Поползнутся злии пред благими, и нечестивии послужат пред дверьми праведных.

Бедных не любят даже их соседи, а у богатых много друзей.
 
Друзие возненавидят другов убогих: друзие же богатых мнози.

Презирающий ближнего — грешит, но блажен, кто добр к нуждающимся.
 
Безчестяй убогия согрешает, милуяй же нищыя блажен.

Разве умышляющие зло не сбились с пути? А те, чьи намерения добры, находят любовь и верность.
 
Заблуждающии (неправедницы) делают злая, милость же и истину делают благии. Не ведят милости и веры делателие злых: милостыни же и веры у делателей благих.

От всякого тяжелого труда бывает прибыль, а пустословие приносит только нужду.
 
Во всяцем пекущемся есть изюбилие: любосластный же и безпечальный в скудости будет.

Венец мудрых — их богатство, а глупость — венок глупцов.
 
Венец премудрых богатство их, житие же безумных зло.

Правдивый свидетель спасает жизни, а лживый свидетель — предатель.
 
Избавит от злых душу свидетель верен, разжизает же лживая лестный.

Кто боится Господа — тот в неприступной крепости, и детям его будет прибежище.
 
Во страсе Господни упование крепости, чадом же своим оставит утверждение (мира).

Страх перед Господом — источник жизни, отводящий от сетей смерти.
 
Страх Господень источник жизни, творит же укланятися от сети смертныя.

Слава царя — во множестве народа, а без подданных правителю гибель.
 
Во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному.

У медленного на гнев — великий разум, а гневливый выказывает глупость.
 
Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен.

Спокойное сердце — здоровье телу, а от зависти кости гниют.
 
Кроткий муж сердцу врачь: моль же костем сердце чувственно.

Кто притесняет бедных, тот презирает Творца их, а добрый к нуждающимся чтит Бога.
 
Оклеветаяй убогаго раздражает сотворшаго и, почитаяй же его милует нищаго.

Нечестивых губит их же злодейство, а праведнику и в смерти прибежище[59].
 
Во злобе своей отринется нечестивый: надеяйжеся на Господа своим преподобием праведен.

Мудрость покоится в сердце разумных, и среди глупцов дает знать о себе[60].
 
В сердцы блазе мужа почиет премудрость, в сердцы же безумных не познавается.

Праведность возносит народ, а грех — позор для него.
 
Правда возвышает язык: умаляют же племена греси.

Царю угоден слуга разумный, но падет его гнев на того, кто позорит его.
 
Приятен цареви слуга разумный, своим же благообращением отемлет безчестие.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [57] — Возможный текст; в нормативном евр. тексте: « В устах глупца — жезл гордыни…»
9 [58] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
32 [59] — В некот. древн. переводах: а убежище праведников — их невиновность.
33 [60] — В некот. древн. переводах: не дает знать о себе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.