От Луки 12 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Библейской Лиги ERV

 
 

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
 
Когда собралась многотысячная толпа, так что люди теснили друг друга, Иисус сначала обратился к Своим ученикам: «Берегитесь фарисейской закваски. Я говорю об их лицемерии.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
 
Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и ничего тайного, что не стало бы явным.

Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
 
Поэтому, что сказано в темноте, будет услышано при свете. И всё, что шёпотом сказано в потайной комнате, будет провозглашено с крыш».

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
 
Потом Иисус сказал людям: «Но говорю вам, друзья мои, не бойтесь тех, кто убивает тело, потому что они не могут сделать ничего больше этого.

но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
 
Я скажу вам, кого нужно бояться: Бога, Который имеет власть не только погубить ваше тело, но и ввергнуть в ад вашу душу. Поверьте Мне, вот кого вам следует бояться!

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
 
Разве не продаются пять воробьёв за два гроша? И всё же даже они не забыты Богом!

А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
 
А у вас даже волосы на голове пересчитаны. Не бойтесь! Вы стоите больше множества воробьёв».

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
 
«Истинно говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, того Сын Человеческий, признает перед Ангелами Божьими.

а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
 
Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Сын Человеческий отвергнет перед Ангелами Божьими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.
 
И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но злословящий против Святого Духа прощён не будет.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
 
И когда вас приведут в синагогу, чтобы вы предстали перед предводителями и другими важными людьми, то не беспокойтесь о том, что говорить сильным и власть имущим,

ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
 
так как в тот час Святой Дух научит вас, что сказать».

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
 
Кто-то из толпы попросил Иисуса: «Учитель, вели моему брату, чтобы он поделил со мной наследство, оставленное нам отцом».

Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
 
Но Иисус ответил на это: «Человек, кто поставил Меня судить и делить между вами двумя наследство?»

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
 
А людям Иисус сказал: «Будьте осторожны и берегитесь жадности во всех её проявлениях, потому что жизнь не зависит от вашего имущества, как бы богаты вы ни были».

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
 
Затем Иисус рассказал им притчу: «Земля одного богача дала хороший урожай.

и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».
 
Он подумал: „Что мне делать? Мне негде хранить урожай”.

И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё,
 
Тогда богач решил: „Сделаю вот что: снесу все мои амбары и построю большие, и соберу в них всё зерно и всё своё добро”.

и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
 
И я скажу себе: „Много добра запасено у тебя на долгие годы. Отдыхай, ешь, пей и веселись!”

Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
 
Но Бог сказал ему: „Глупец! Этой ночью ты умрёшь. Кому же достанется то, что ты заготовил?”

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
 
Так всегда бывает с человеком, который копит для себя богатства, но не богат перед Богом».

И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
 
А Своим ученикам Иисус сказал: «Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь ни о вашей жизни, что будете есть, ни о вашем теле, во что одеться,

душа больше пищи, и тело — одежды.
 
так как жизнь важнее пищи, а тело важнее одежды.

Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
 
Посмотрите на птиц. Они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, но Бог кормит их. А вы достойны много большего, чем птицы!

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
 
Никто из вас не продлит жизнь хоть на час бесконечными заботами.

Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
 
Если вы самого малого сделать не можете, зачем же заботиться об остальном?

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
 
Посмотрите, как растут полевые цветы. Они не трудятся, не прядут, но говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не был одет, как любой из этих цветов.

Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
 
Если Бог одевает так траву полевую, которая сегодня живёт, а завтра будет брошена в огонь, то насколько же лучше оденет Он вас, маловерные!

Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
 
И не ищите, что вам есть и пить, и не тревожьтесь.

потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
 
Язычники всё время беспокоятся об этом, а ваш Отец знает, что вам всё это нужно.

наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
 
А потому стремитесь только к Царству Божьему, и всё остальное вам также дано будет».

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
 
«Не бойся же, паства Моя! Потому что Отец ваш хочет дать вам Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
 
Продайте всё, что у вас есть, и отдайте эти деньги бедным. Стремитесь к богатствам непреходящим, сокровищу неисчерпаемому на небесах, где ни вор не может подобраться к нему, ни тлен не может его погубить.

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
Потому что где ваше сокровище, там будут и ваши сердца».

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
 
«Будьте готовы ко всему: пусть одежда будет на вас, и светильники зажжены.

И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
 
Будьте как слуги, ожидающие возвращения господина со свадебного пира с тем, чтобы, когда он придёт и постучит в дверь, они могли бы тотчас отворить ему.

Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
 
Блаженны те слуги, так как господин увидит, что его слуги наготове и ждут его. Правду вам говорю, что тот господин наденет на себя простую одежду, а слугам велит сесть за стол и станет прислуживать им.

И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те.
 
Этим слугам, может быть, придётся дожидаться его до полуночи или даже позже! Но блаженны они, если господин придёт и застанет их бодрствующими.

Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
 
Помните, что если бы хозяин дома знал, в какое время придёт вор, то не допустил бы вора в свой дом.

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
 
Будьте же и вы готовы, потому что в неожиданный для вас час придёт Сын Человеческий».

Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
 
Пётр спросил: «Господи, нам ли только Ты рассказал эту притчу или также и всем остальным?»

Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
 
Тогда Господь ответил: «Кто же верный и благоразумный слуга, которого господин поставит над своими слугами, чтобы раздать им положенную меру хлеба?

Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так.
 
Блажен слуга, чей господин, вернувшись, застанет его за исполнением своих обязанностей.

Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
 
Правду вам говорю, что он поручит ему управлять своим имением.

Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —
 
Нерадивый же слуга, который говорит себе: „Мой господин вернётся не скоро”, начнёт избивать других слуг, есть, пить и напиваться.

то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными.
 
Господин того слуги, придя в день и час, когда тот его не ожидает, рассечёт его на части и отведёт ему место среди неверующих.

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
 
Тот слуга, который, зная волю своего господина, не был готов и не сделал, что господин велел, будет жестоко наказан.

а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
 
Тот же, кто не знал волю своего господина, но сделал то, что заслуживает наказания, будет наказан меньше, чем тот, который знал, что должен сделать. Кому много дано, с того много и спросится, и кому доверено многое, с того больше и взыщется».

Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
 
«Я пришёл зажечь огонь на земле и желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
 
Но Я должен быть крещён особым крещением, и как томлюсь Я, ожидая, когда оно свершится!

Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
 
Вы думаете, что Я пришёл принести покой в этот мир? Нет, Я пришёл, чтобы принести миру разделение.

ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх:
 
Отныне в семье из пятерых человек все будут друг против друга: трое будут против двоих, двое будут против троих.

отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
 
Тогда отец и сын разделятся: сын против отца и отец против сына; мать и дочь разделятся: дочь против матери и мать против дочери; свекровь и невестка разделятся: невестка против свекрови, и свекровь против невестки».

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;
 
Затем Иисус обратился к народу с такими словами: «Когда вы видите облака, собирающиеся на западе, вы тотчас же говорите: „Будет дождь”. И дождь вскоре начинается.

и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает.
 
Когда дует южный ветер, вы говорите: „Будет жарко”. Так и бывает.

Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
 
Лицемеры! Взглянув на небо и землю, вы можете определить, какая будет погода. Так почему же вы не можете понять того, что сейчас происходит?»

Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
 
«Почему же вы сами не можете решить, что правильно?

Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
 
Когда идёшь в суд со своим противником, постарайся по пути уладить всё миром. Иначе он приведёт тебя к судье, а тот бросит тебя в тюрьму.

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
 
Говорю тебе, что не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё до последнего гроша».

Примечания:

 
Синодальный перевод
15 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
28 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
31 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
33 вместилища — изначально «влагалища», от слова — влагать; влагалище — вещь служащая для вложения в нее другой, В. И. Даль.
40 приидет — придёт.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.