От Луки 12 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
 
Тем временем, когда собрались тысячи людей, теснивших и толкавших друг друга, Иисус, обращаясь в первую очередь к Своим ученикам, сказал: «Берегитесь закваски фарисейской — лицемерия берегитесь.

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
 
Нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, о чем не узнали бы.

Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
 
И то, что вы сказали в темноте, услышано будет при свете, и то, что вы прошептали на ухо в доме своем, во всеуслышание1 провозгласят.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
 
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может.

но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
 
Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну.2 Да, говорю вам, Того бойтесь.

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
 
Разве не пять птичек продаются всего за два ассария?3 И ни одна из них не забыта у Бога.

А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
 
А на вашей голове даже волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы имеете большую ценность, чем любое множество птиц.

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
 
И говорю вам: кто открыто признает Меня пред людьми, того и Я, Сын Человеческий, признаю4 пред ангелами Божьими.

а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
 
А кто отречется от Меня перед людьми, будет отвергнут перед ангелами Божьими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.
 
Всякий, кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощен, но нет прощения тому, кто оскорбит5 Святого Духа.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
 
Когда вас будут приводить в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь о том, как вам защищаться и что говорить,

ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
 
ибо в тот час научит вас Дух Святой тому, что вам нужно сказать».

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
 
Кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи брату моему, пусть разделит со мной наследство!»

Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
 
Но Иисус ответил тому человеку: «Друг,6 кто поставил Меня над вами судьей или посредником в вашем споре? »

При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
 
И, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества».

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
 
И Он рассказал им притчу: «У одного богатого человека земля хорошо уродила,

и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».
 
и тот призадумался: „Что мне делать? Ведь мне некуда собрать мои плоды“.

И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё,
 
И решил: „Вот что сделаю: снесу-ка свои житницы и построю большие, и соберу в них всю пшеницу и всё свое добро,

и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
 
и скажу себе: теперь7 у тебя много добра, хватит на долгие годы: отдыхай, ешь, пей, веселись!“

Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
 
А Бог сказал ему: „Безумный! В эту же ночь отнимут у тебя жизнь твою, и кому достанется то, что ты заготовил?“

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
 
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя и остается нищим в глазах Божиих».8

И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
 
Потом Иисус сказал ученикам [Своим]: «Вот почему Я говорю вам: не тревожьтесь о повседневной жизни вашей, что будете вы есть, и будет ли у вас одежда для тела.

душа больше пищи, и тело — одежды.
 
Ведь жизнь — это больше, чем пища. И тело не больше ли, чем одежда?

Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
 
Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни житниц — Бог их питает. Насколько же вы дороже для Бога, чем птицы!

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
 
И кто из вас, при всем своем беспокойстве, может продлить свою жизнь хотя бы на час?9

Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
 
Если вы даже малого сделать не можете, так зачем же беспокоитесь об остальном?

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
 
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся они, не прядут. Но Я говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.

Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
 
Если даже траву на поле, которая сегодня есть, а завтра сгорит в огне,10 Бог так одевает, то тем более Он позаботится о вас, маловеры!

Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
 
Так пусть же заботы о том, что вам есть и что пить, не поглощают вас и не беспокоят,

потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
 
ибо этим заняты все помыслы язычников, людей мира сего. А ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.

наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
 
Ищите же Царство Его,11 и всё остальное вам также будет дано.

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо, — благоволил Отец ваш Царство вам даровать.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
 
Продавайте ваше имущество и помогайте бедным. Приобретайте себе кладовые вечные12 и сокровища неисчерпаемые в небесах, где к нему ни вор не может приблизиться, и моль его не съест,

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
 
Будьте наготове: подоткните одежды ваши длинные,13 светильники держите горящими,

И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
 
как те слуги, что ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы тотчас открыть ему, когда придет он и постучит.

Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
 
Блаженны слуги те, которых господин, вернувшись, бодрствующими найдет. Заверяю вас, сам он, одежды свои подоткнув, позовет слуг к столу,14 подойдет и станет им служить.

И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те.
 
И в какой бы час он ни вернулся, в полночь или на рассвете,15 если застанет их бодрствующими, блаженны они!

Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
 
Можете быть уверены: если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, он бы не допустил, чтобы тот проник в дом его.16

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
 
И вы готовы будьте, ибо Сын Человеческий придет в тот час, в который не ждете».

Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
 
Тогда Петр сказал: «Господи, к нам ли относится эта притча или ко всем?»

Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
 
И Господь так ответил на это: «Представьте себе верного и разумного управляющего,17 которого господин может поставить над всей прислугой своей, чтобы каждому раздавать пищу вовремя.

Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так.
 
Блажен тот слуга, которого господин, придя, найдет поступающим точно так.

Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
 
Заверяю вас, он поставит его управлять всем своим имуществом.

Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —
 
Но если тот слуга скажет сам себе: „Не скоро вернется мой господин“, — и начнет бить слуг и служанок, будет пировать и кутить,18

то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными.
 
то господин того слуги придет в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором тот не ведает, и предаст его ужасной смерти,19 подвергнув одной участи с неверующими.20

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
 
Тот слуга, который знал волю господина своего и не приготовился или не исполнял эту волю, будет сурово наказан,

а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
 
а тому, кто не знал, но сделал то, что побоев достойно, наказание будет менее суровым. Кому много дано, с того много взыщут, и кому много вверено, с того больше и спросят.

Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
 
Огонь пришел Я зажечь на земле, и как бы Я хотел, чтобы он уже пылал!

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
 
Но Мне надо пройти через крещение, и как Я томлюсь, пока оно не совершится!

Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
 
Вы, верно, думаете, что Я пришел установить на земле мир? Нет, говорю вам, разделение Я принес.

ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх:
 
Ибо отныне даже пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух и двое против трех.

отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
 
Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;
 
А народу Он сказал: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, вы сразу же говорите: „Будет дождь“, и так происходит,

и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает.
 
а когда дует южный ветер, говорите: „Будет жарко“, и это сбывается.

Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
 
Лицемеры! Вы предсказываете погоду, глядя на небо и землю, а значение времени сего определить не можете.

Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
 
Почему бы вам самим не решать, что же на самом деле верно пред Богом?

Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
 
Так, например, когда ты идешь со своим противником в суд, то дорогой договорись с ним по-доброму,21 иначе дело твое попадет к судье,22 а судья отдаст тебя судебному исполнителю, и тот бросит тебя в темницу.

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
 
Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последней монеты».

Примечания:

 
Синодальный перевод
15 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
28 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
31 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
33 вместилища — изначально «влагалища», от слова — влагать; влагалище — вещь служащая для вложения в нее другой, В. И. Даль.
40 приидет — придёт.
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: на крышах.
5  [2] — См. в Словаре Геенна.
6  [3] — Ассарий — римская медная монета.
8  [4] — Или: исповедует Меня… исповедает и Сын Человеческий.
10  [5] — Или: произнесет хулу.
14  [6] — Букв.: человек.
19  [7] — Букв.: и скажу своей душе: душа.
21  [8] — Букв.: а не в/для Бога богатеющий.
25  [9] — Друг. возм. пер.: увеличить свой рост хотя бы на немного (букв.: на локоть — мера длины, около полуметра).
28  [10] — Букв.: будет брошена в печь.
31  [11] — В некот. рукописях: Царство Божие.
33  [12] — Букв.: сделайте себе кошельки неветшающие.
35  [13] — Букв.: пусть будут бедра ваши препоясаны.
37  [14] — Букв.: он препояшется и велит им возлечь.
38  [15] — Букв.: и если придет во вторую или в третью стражу (ночи), во времена НЗ ночь делилась на 4 части (стражи), при этом конец 2-й стражи всегда выпадал на 12 часов ночи нашего времени.
39  [16] — Букв.: не допустил бы он подкопать дома своего.
42  [17] — Букв.: кто в таком (случае) верный и разумный управляющий.
45  [18] — Букв.: есть, пить и пьянствовать.
46  [19] — Друг. возм. пер.: накажет его жесточайшим образом/изгонит его.
46  [20] — Или: неверными.
58  [21] — Букв.: попытайся избавиться/освободиться от него.
58  [22] — Букв.: чтобы он не повлек тебя к судье.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.