От Луки 19 глава

От Луки, святое благовествование
Cовременный перевод WBTC → Елизаветинская на русском

 
 

Иисус проходил через город Иерихон.
 
И вшед прохождаше иерихон.

И был там богатый человек по имени Закхей, старший над сборщиками налогов.
 
И се, муж нарицаемый закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат:

Он старался увидеть, кто же Иисус, но не мог за толпой, так как был мал ростом.
 
и искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе:

Побежав вперёд, он взобрался на сикомор, чтобы увидеть Иисуса, ибо Он собирался пройти той дорогой.
 
и предитек, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити.

Когда Иисус пришёл на то место, Он взглянул наверх, и, увидев Закхея, сказал: "Закхей, поскорее спускайся вниз, ибо Я должен остановиться сегодня в твоём доме".
 
И яко прииде на место, воззрев Иисус виде его и рече к нему: закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает ми быти.

Тот поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство.
 
И потщався слезе и прият его радуяся.

И все, видя это, стали роптать, говоря: "Он остановился у грешника".
 
И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати.

Но Закхей встал и сказал Господу: "Господи! Половину состояния своего я отдам бедным, и если я обманул кого в деньгах, то заплачу вчетверо больше!"
 
Став же закхей рече ко Господу: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.

Иисус сказал ему: "Сегодня спасение пришло в этот дом, ибо и этот человек истинный сын Авраама.
 
Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын авраамль есть:

Сын Человеческий пришёл искать и спасти погибающих".
 
прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго.

Иисус подходил ближе и ближе к Иерусалиму, и некоторые думали, что скоро уже настанет Царство Божье.
 
Слышащым же им сия, приложь рече притчу, зане близ ему быти Иерусалима, и мняху, яко абие Царство Божие хощет явитися.

Зная об этом, Он рассказал им притчу: "Человек знатного рода собирался в далёкую страну, чтобы венчаться там на царство, а затем возвратиться и править своим народом.
 
Рече убо: человек некий добра рода иде на страну далече прияти себе царство и возвратитися:

Он призвал десятеро своих слуг, дал им десять золотых монет и сказал: "Вложите их в дело до моего возвращения".
 
призвав же десять раб своих, даде им десять мнас и рече к ним: куплю дейте, дондеже прииду.

Но подданные ненавидели его и послали вслед за ним гонцов, чтобы сказать в той далёкой стране: "Мы не хотим, чтобы этот человек правил нами!"
 
И граждане его ненавидяху его и послаша послы вслед его, глаголюще: не хощем сему, да царствует над нами.

Но он стал правителем той страны, возвратился домой и послал за слугами, которым дал деньги, чтобы узнать, какую прибыль они получили.
 
И бысть егда возвратися приим царство, рече пригласити рабы тыя, имже даде сребро, да увесть, какову куплю суть сотворили.

Первый пришёл и сказал: "Господин, монета, которую ты дал мне, принесла ещё десять золотых монет".
 
Прииде же первый, глаголя: господи, мнас твоя придела десять мнас.

И сказал он ему: "Хорошо, добрый слуга. Ты был верен в малом, за это у тебя во власти будут десять городов".
 
И рече ему: благо, рабе добрый: яко о мале верен был еси, буди область имея над десятию градов.

Потом пришёл второй слуга и сказал: "Господин, золотая монета, которую ты дал мне, принесла ещё пять монет". И царь сказал этому слуге:
 
И прииде вторый, глаголя: господи, мнас твоя сотвори пять мнас.

"И ты будешь управлять пятью городами".
 
Рече же и тому: и ты буди над пятию градов.

Тогда третий слуга пришёл и сказал: "Господин, вот твоя монета, которую я завернул в платок и спрятал.
 
И другий прииде, глаголя: господи, се, мнас твоя, юже имех положену во убрусе:

Я боялся тебя, ибо ты могущественный и жёсткий человек: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял".
 
бояхся бо тебе, яко человек яр еси, вземлеши, егоже не положил еси, и жнеши, егоже не сеял еси.

И хозяин сказал слуге: "Я буду судить тебя твоими же словами, негодный слуга! Ты знал, что я человек жёсткий, берущий, чего не клал, и жнущий, чего не сеял?
 
Глагола же ему: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе: ведел еси, яко аз человек яр есмь, вземлю, егоже не положих, и жну, егоже не сеях:

Почему же ты не пустил мои деньги в оборот? Тогда я, вернувшись, получил бы их с прибылью".
 
и почто не вдал еси моего сребра купцем, и аз пришед с лихвою истязал бых е?

А стоящим рядом сказал: "Заберите золотую монету у него и отдайте заработавшему десять монет".
 
И предстоящым рече: возмите от него мнас и дадите имущему десять мнас.

И они сказали ему: "Господин, у него уже есть десять монет".
 
И реша ему: господи, имать десять мнас.

"Говорю вам, — ответил царь, — всякому имущему ещё больше дано будет, а у неимущего взято будет и то, что он имеет.
 
Глаголю бо вам, яко всякому имущему дастся: а от неимущаго, и еже имать, отимется от него:

Врагов же моих, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и убейте передо мною".
 
обаче враги моя оны, иже не восхотеша мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо мною.

Сказав это, Иисус пошёл далее, в Иерусалим.
 
И сия рек, идяше преди, восходя во Иерусалим.

Подходя к Виффагии и Вифании, у горы, называемой Елеонской, Он послал вперёд двух Своих учеников, сказав:
 
И бысть яко приближися в вифсфагию и вифанию, к горе нарицаемей елеон, посла два ученик своих,

"Идите в селение, что перед вами. Когда войдёте, увидите привязанного необъезженного ослёнка. Отвяжите его и приведите сюда.
 
глаголя: идита в прямную весь: (и) в нюже входяща обрящета жребя привязано, на неже никтоже николиже от человек вседе: отрешша е приведита:

А если кто-нибудь спросит вас: "Зачем забираете ослёнка?", скажете: "Он нужен Господу".
 
и аще кто вы вопрошает: почто отрешаета? сице рцыта ему, яко Господь его требует.

И отправились посланные и нашли всё так, как Он сказал им.
 
Шедша же посланная обретоста, якоже рече има.

Когда они отвязывали ослёнка, хозяева спросили их: "Зачем вы отвязываете ослёнка?"
 
Отрешающема же има жребя, рекоша господие его к нима: что отрешаета жребя?

Они сказали: "Он нужен Господу".
 
Она же рекоста, яко Господь его требует.

Они привели ослёнка к Иисусу, набросили свои одежды на спину животного и усадили на него Иисуса.
 
И приведоста е ко Иисусови: и возвергше ризы своя на жребя, всадиша Иисуса.

И когда Он ехал к Иерусалиму, люди расстилали на Его пути одежды.
 
Идущу же ему, постилаху ризы своя по пути.

Видя Его приближение, множество учеников собралось у подножия горы Елеонской, и все они стали радостно восхвалять Господа громкими голосами за все чудеса, которые видели,
 
Приближающужеся ему уже (абие) к низхождению горе елеонстей, начаша все множество ученик радующеся хвалити Бога гласом велиим о всех силах, яже видеша,

говоря: "Благословен Царь, грядущий во имя Господне!" Мир на небесах и слава Всевышнему!"
 
глаголюще: благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних.

И некоторые из фарисеев, бывших в толпе, стали говорить Иисусу: "Учитель, укори учеников Своих!"
 
И нецыи фарисее от народа реша к нему: Учителю, запрети учеником твоим.

А Он ответил: "Я говорю вам, если они умолкнут, камни закричат!"
 
И отвещав рече им: глаголю вам, яко, аще сии умолчат, камение возопиет.

Когда Он подошёл и увидел город, то заплакал о нём
 
И яко приближися, видев град, плакася о нем,

и сказал: "Хотел бы Я, чтобы ты знал сегодня, что принесёт тебе мир! Но теперь это скрыто от глаз твоих.
 
глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею:

Придут дни, когда враги твои возведут вокруг тебя укрепления и окружат тебя со всех сторон.
 
яко приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и оымут тя отвсюду,

Они сравняют тебя с землёй, тебя и всех людей в твоих стенах. Камня на камне не оставят от тебя, ибо ты не узнал времени, когда Бог пришёл, чтобы спасти тебя".
 
и разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе: понеже не разумел еси времене посещения твоего.

Войдя во двор храма, Иисус стал выгонять торгующих там,
 
И вшед в церковь, начат изгонити продающыя в ней и купующыя,

говоря им: "Написано: "Мой дом будет домом молитвенным". Но вы превратили его в разбойничье логово!"
 
глаголя им: писано есть: дом мой дом молитвы есть: вы же сотвористе его пещеру разбойником.

И учил Он каждый день в храме, а первосвященники, законники и предводители народа искали, как им убить Его.
 
И бе учя по вся дни в церкви. Архиерее же и книжницы искаху его погубити, и старейшины людем:

Однако, они были бессильны сделать это, ибо весь народ восторженно ловил каждое слово Иисуса.
 
и не обретаху, что бы сотворили ему: людие бо вси держахуся его, послушающе его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.