1 хр. в Коринфе 10 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Хочу напомнить вам, братья, что отцы1 наши все были под покровом облака2 и все прошли через море.3
 
Не хощу же вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша:

В этом облаке и море все они «были крещены» как последователи Моисея.4
 
и вси в моисеа крестишася во облаце и в мори:

Все питались одной и той же духовной пищей;
 
и вси тожде брашно духовное ядоша:

таким же было и питье их, ибо пили они все из одного духовного источника, из скалы, которая сопровождала их, — скалой же той был Христос.
 
и вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос.

И всё же большинство из них навлекло на себя гнев Божий,5 и полегли они непогребенными в пустыне.6
 
Но не во множайших их благоволи Бог, поражени бо быша в пустыни.

Всё это — примеры,7 предостерегающие нас, чтобы мы не были, как некогда наши предки, на злое падкими.
 
Сия же образи нам быша, яко не быти нам похотником злых, якоже и они похотеша.

Не будьте идолопоклонниками, подобно некоторым из них, в Писании ведь сказано: «Народ сел есть и пить и встал для игрищ».8
 
Ни идолослужителе бывайте, якоже нецыи от них, якоже есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа играти.

Не станем предаваться разврату; иные из них делали это — и пало их 23000 в один день.9
 
Ниже соблудим, якоже нецыи от них соблудиша, и падоша во един день двадесять три тысящы.

Не будем испытывать долготерпение Христа,10 как поступали некоторые из них: они погибли от змей.11
 
Ни да искушаим Христа, якоже нецыи от них искусиша и от змий погибоша.

И не ропщите, как роптали иные. Их истребил Ангел Смерти.12
 
Ни ропщите, якоже нецыи от них ропташа и погибоша от всегубителя.

Всё, что пережили наши предки, оказалось прообразом и описано в увещевание и предостережение нам, кого застигло завершение веков.
 
Сия же вся образи прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в нихже концы век достигоша.

Поэтому и тот, кому кажется, что он твердо стоит, пусть смотрит, как бы ему не упасть.
 
Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет.

Однако же, помните, что ни одно из постигших вас испытаний13 не было чем-то неодолимым для человека, и верен Бог: Он никогда не допустит, чтобы были вы подвергнуты испытанию сверх сил, Он даст и выход при каждом испытании, сделав вас способными в нем устоять.
 
Искушение вас не достиже, точию человеческое: верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести.

Так вот, мои дорогие,14 бегите прочь от идолопоклонства.
 
Темже, братие моя возлюбленная, бегайте от идолослужения.

Говорю вам, как людям разумным. Судите сами о том, что я говорю:
 
Яко мудрым глаголю: судите вы, еже глаголю:

чаша благословения, которую благословляем,15 не есть ли она приобщение наше к крови Христовой? И хлеб, который мы преломляем, не есть ли он приобщение к телу Христа?
 
чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть?

А так как хлеб — один, то и мы, сколь ни много нас, — одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба.
 
Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся.

Посмотрите и на народ израильский!16 Разве те, кто ест приносимое в жертву, не приобщаются к самому жертвеннику?
 
Видите израиля по плоти: не ядущии ли жертвы общницы олтареви суть?

Хочу ли я сказать, что и мясо, приносимое в жертву идолу, имеет какое-нибудь значение или что сам идол что-нибудь значит?
 
Что убо глаголю? яко идол что есть? или идоложертвенное что есть?

Вовсе нет! Я имею в виду, что жертвуемое язычниками [жертвуется] не Богу, а бесам; и я не хочу, чтобы вы связали себя17 с бесами.
 
Но зане, яже жрут языцы, бесом жрут, а не Богови: не хощу же вас общников быти бесом.

Не можете пить из чаши Господней, позволяя себе пить и из чаши бесовской. Не можете участвовать в трапезе Господней, позволяя себе участвовать и в трапезе бесовской.
 
Не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую: не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей.

Неужели мы хотим вызывать ревность у Господа? Разве мы сильнее Его?
 
Или раздражаем Господа? Еда крепчайши его есмы?

«Всё позволено» — да, но не всё полезно. «Всё позволено» — но не всё ведет к созиданию.
 
Вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают.

Пусть никто не ищет выгоды для себя, пусть каждый заботится о пользе другого.
 
Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо.

Всё, что продается на мясном рынке, — ешьте смело и не мучьте свою совесть вопросами.18
 
Все, еже на торжищи продаемое, ядите, ничтоже сумнящеся, за совесть:

Ибо сказано: «Господня земля и всё, что наполняет ее».19
 
Господня бо земля и исполнение ея.

Если кто из неверующих пригласит вас к себе, и вы захотите пойти, — смело ешьте всё, что поставят пред вами, и не мучьте свою совесть вопросами.
 
Аще ли кто от неверных призывает вы, и хощете ити, все предлагаемое вам ядите, ничтоже сумнящеся, за совесть.

Если же скажет вам кто-то: «Это приносилось в жертву», — тогда не ешьте ради предупредившего вас и ради совести.
 
Аще ли же кто вам речет: сие идоложертвенно есть: не ядите за оного поведавшаго, и совесть: Господня бо земля и исполнение ея.

Совесть я имею в виду не свою, а его. Почему моя свобода должна быть судима чужою совестью?
 
Совесть же глаголю не свою, но другаго: вскую бо свобода моя судится от иныя совести?

Если я ем с благодарностью, почему меня надо порочить за то, что я принимаю с благодарностью?
 
Аще аз благодатию причащаюся, почто хулу приемлю, о немже аз благодарю?

Едите ли вы, пьете или иное что делаете — делайте всё во славу Божию.
 
Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите.

Ничего не делайте такого, что могло бы стать поводом ко греху для иудеев, для язычников ли, для церкви ли Божией,
 
Безпреткновени бывайте иудеем и еллином и Церкви Божией,

подобно тому, как я стараюсь всем угождать и во всём ищу не своей пользы, но пользы многих, чтобы они были спасены.
 
якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В знач. прародители; называя так древних иудеев, Павел тем самым соотносил проблемы новозаветной церкви с опытами израильтян.
1  [2] — Или: под столпом облачным, представлявшим собой видимое присутствие Бога во время перехода израильтян из Египта в Ханаан (Исх 13:20−22).
1  [3] — Исх 14:21,22.
2  [4] — Букв.: в Моисея.
5  [5] — Букв.: однако Бог не был доволен большинством из них. По мнению некоторых комментаторов, это выражение следует рассматривать как литоту.
5  [6] — См. в Словаре Пустыня.
6  [7] — Или: прообразы; греч. тюпос — знак, образец, тип.
7  [8] — Букв.: встали они играть. Здесь можно видеть указание на обычную для язычников практику, когда торжественные пиршества в честь идолов завершались буйными оргиями. Исх 32:6 (LXX).
8  [9] — Чис 25:1,9.
9  [10] — В некот. рукописях: Господа.
9  [11] — Чис 21:6.
10  [12] — Букв.: они были уничтожены Губителем; см. Чис 14:37; здесь это ангел, по приговору Господа творящий возмездие.
13  [13] — Или: искушений.
14  [14] — Букв.: мои (горячо) любимые.
16  [15] — Или: чаша, которую мы используем на вечере Господней, произнося над ней молитву о благословении.
18  [16] — Букв.: Израиль по плоти, т.е. по происхождению. Они продолжали собираться вокруг великого жертвенника в храме Иерусалима.
20  [17] — Букв.: были сообщниками.
25  [18] — Букв.: без всякого исследования, ради совести; то же в ст. 27.
26  [19] — Пс 24 (23):1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.