От Иоанна 8 глава

Евангелие от Иоанна
Новый русский перевод → Русского Библейского Центра

 
 

Иисус же пошел на Оливковую гору.
 
А Иисус пошел на Масличную гору.

Рано утром Он опять был в храме. Вокруг Него собралось много людей, и Он сел и стал их учить.
 
Рано утром Он снова был в Храме. Все собрались вокруг Иисуса. Он сидел и учил народ.

Учители Закона и фарисеи привели женщину, уличенную в супружеской измене. Они поставили её перед народом
 
Книжники и фарисеи привели женщину, уличенную в распутстве, вытолкнули ее вперед

и сказали Иисусу: — Учитель, мы поймали эту женщину на месте преступления, она изменила мужу!
 
И говорят Иисусу: «Учитель! Эту замужнюю поймали с другим.

Моисей повелевает в Законе побивать таких камнями[57]. А Ты что скажешь? —
 
Закон Моисея велит нам побивать таких камнями. Что скажешь Ты?».

Они спросили это, чтобы найти повод уловить Иисуса в чем-либо и обвинить Его.[58] Иисус склонился и писал пальцем на земле.
 
Они спрашивали, надеясь найти в Его словах улику. Низко склонясь, Иисус писал пальцем на земле.

Они упрямо продолжали Его спрашивать. Тогда Иисус выпрямился и сказал: — Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень. —
 
Они все спрашивали. Тогда Он поднял голову и сказал: «Кто без греха, первый брось в нее камень» —

И Он опять, склонившись, продолжал писать на земле.
 
И, склонившись, вернулся к написанному на земле.

Тогда они начали по одному уходить, начиная с самых старших. В конце концов остались только Иисус и женщина.
 
Люди подумали-подумали и один за другим, во главе со старшими, разошлись. Остался один Иисус и перед Ним эта женщина.

Иисус выпрямился и спросил: — Женщина, где твои обвинители? Разве никто не осудил тебя?
 
Подняв голову, Иисус говорит ей: «Женщина! Куда все подевались? Так никто и не осудил тебя?».

— Никто, Господин, — ответила она. — И Я тебя не осуждаю, — сказал Иисус. — Иди и больше не греши.[59]
 
Она отвечала: «Никто, сударь». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши».]

Когда Иисус вновь заговорил с народом, Он сказал: — Я — свет миру[60]. Тот, кто идет за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
 
Все больше говорил о Себе народу Иисус: «Я — свет миру. Кто идет за Мной — не блуждает во тьме: ему светит свет жизни».

Фарисеи тогда сказали Ему: — Но ведь Ты Сам свидетельствуешь о Себе, значит, Твое свидетельство недействительно.
 
Фарисеи говорят Ему: «Ты свидетельствуешь Сам о Себе. Одни Твои слова не могут быть правдой».

Иисус ответил: — Даже если Я и Сам свидетельствую о Себе, Мое свидетельство истинно, потому что Я знаю, откуда Я пришёл и куда Я иду. Вы же не имеете никакого понятия ни о том, откуда Я пришёл, ни о том, куда Я иду.
 
Иисус ответил: «Даже если Я говорю Сам о Себе, в Моих словах — правда. Я знаю, откуда Я пришел и куда ухожу. А вы не знаете, откуда Я и куда ухожу.

Вы судите по человеческим меркам, Я же не сужу никого.
 
Ваш суд — суждение человека. Я не сужу никого.

Но если Я и сужу, Мой суд справедлив, потому что Я не один, со Мной Отец, Который послал Меня.
 
А если сужу, Мой суд — правда. Я не один, а с Отцом — это Он прислал Меня.

В вашем же Законе написано, что когда свидетельствуют двое, то их свидетельство истинно[61].
 
В вашем Законе написано, что свидетельство двух — правда.

О Себе свидетельствую Я Сам и Мой Отец, Который послал Меня.
 
О Себе свидетельствую Я Сам, а другой Мой свидетель — Отец, который Меня прислал».

Они тогда спросили: — Где же Твой Отец? Иисус ответил: — Вы не знаете ни Меня, ни Моего Отца. Если бы вы знали Меня, вы бы знали и Моего Отца.
 
Тогда они говорят Иисусу: «Где Твой Отец?». Иисус отвечал: «Вы не знаете ни Меня, ни Моего Отца. Если бы вы знали Меня, знали бы и Моего Отца».

Он сказал это, когда учил в храме, там, где собирали пожертвования. Никто, однако, не схватил Его, потому что Его время ещё не настало.
 
Все это Иисус говорил, когда учил народ в Храме напротив сокровищницы. И никто Его не схватил: не пришел еще Его час.

Иисус сказал им ещё раз: — Я ухожу, и вы будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Туда, куда Я иду, вы не сможете прийти.
 
И опять Он говорил: «Я ухожу. Будете искать Меня — и умрете в грехе. Куда Я ухожу, туда вам не прийти».

Иудеи стали тогда спрашивать: — Он что, собирается покончить с Собой? Может, это Он имеет в виду, когда говорит: «Туда, куда Я иду, вы не сможете прийти»?
 
В толпе спрашивали: «Он что, убьет Себя, что ли, раз так говорит: “Куда Я ухожу, туда вам не прийти”?».

Иисус продолжал: — Вы отсюда, с земли, а Я пришёл свыше. Вы принадлежите этому миру, а Я этому миру не принадлежу.
 
Иисус продолжал: «Вы — от всего низшего, Я — от всего высшего. Вы — от мира сего, Я — не от мира сего.

Поэтому Я сказал вам, что вы умрете в ваших грехах. Если вы не поверите, что Я есть Тот, за Кого Себя выдаю,[62] вы действительно умрете в ваших грехах.
 
Я сказал: умрете в грехах. Если не поверите, что это — Я Есмь, умрете в грехах».

— Кто же Ты такой? — спросили они. — Я вам с самого начала говорю, кто Я такой, — ответил Иисус. —
 
Они спрашивают Его: «Кто Ты?». Иисус отвечал: «Я уже с каких пор не о том ли вам говорю?

У Меня есть много чего сказать о вас и много в чем обвинить вас, но Тот, Кто послал Меня, говорит истину, и то, что Я слышал от Него, Я говорю миру.
 
Многое и о вас должен Я сказать, многое осудить. Тот, кто послал Меня — сама Истина. Что Он сказал Мне, то Я скажу миру».

Они не поняли, что Он говорил им об Отце.
 
Они не поняли, что Он говорит об Отце.

Тогда Иисус сказал: — Когда вы вознесете[63] Сына Человеческого, тогда и узнаете, что Я есть Тот, за Кого Себя выдаю, и что от Себя Я не делаю ничего, а говорю то, чему Отец научил Меня.
 
Тогда Иисус сказал: «Когда Сына человеческого поднимете над толпой — поймете, что это — Я Есмь. Я ничего не делаю от Самого Себя, а только передаю вам слова Отца.

Пославший Меня всегда со Мной, Он Меня одного не оставляет, потому что Я делаю то, что угодно Ему.
 
Тот, кто послал Меня — со Мной. Он не оставил Меня одного. Мое дело — Его дело».

После этих слов многие поверили в Него.
 
После этих слов многие поверили в Него.

Иисус сказал иудеям, поверившим в Него: — Если вы будете верны Моему учению, то вы действительно Мои ученики.
 
Обращаясь к ним, Иисус сказал: «Живите Моим Словом, будьте Моими верными учениками —

Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.
 
И придете к Истине. Истина даст вам свободу».

Они ответили: — Мы потомки Авраама и никогда не были никому рабами. Как это мы можем «стать свободными»?
 
Они говорят Иисусу: «Мы, Авраамовы потомки, никогда ничьими рабами не были. Как же Ты говоришь: дастся нам свобода?».

Иисус ответил: — Говорю вам истину: каждый, кто грешит, — раб греха.
 
Иисус ответил: «Поверьте истинному слову: кто делает грех — раб греха.

Раб не всегда будет жить в семье, а сын в ней живет всегда.
 
Раб причислен к дому на время, а сын всегда остается сыном.

Поэтому если Сын вас освободит, вы будете действительно свободными.
 
Если свободу дает вам Сын, то это — настоящая свобода.

Я знаю, что вы потомки Авраама, но вы готовы убить Меня, потому что вы не принимаете Моего учения.
 
Я знаю, что вы — Авраамовы потомки. И на тебе, собираетесь убить Меня. Вы глухи к Моему Слову.

Я говорю вам о том, что Я видел у Отца, а вы делаете то, что вы услышали от вашего отца.[64]
 
Я говорю то, чему научил Меня Мой Отец. А вы делаете то, что советует вам ваш».

— Наш отец — Авраам, — ответили они. — Если бы вы были детьми Авраама, — ответил Иисус, — вы бы делали дела Авраама,
 
На все это они отвечали: «Наш отец — Авраам!». Но Иисус сказал: «Будь вы чада Авраама, делали бы, как он.

но вы стремитесь убить Меня, Человека, говорящего вам истину, — истину, которую Я слышал от Бога. Авраам так не делал.
 
А вы хотите убить Меня — Того, кто поведал вам правду, а эта правда — от Бога. Авраам не был таким.

Вы делаете то, что делал ваш отец. — Мы не какие-нибудь незаконнорожденные, — говорили они, — у нас один Отец — Сам Бог.
 
Вы все просто повторяете дела своего отца». Они говорят: «А вот безродных детей среди нас нет. У нас один отец — Бог».

Иисус сказал им: — Если бы Бог был вашим Отцом, то вы любили бы Меня, потому что Я пришёл от Бога, и вот Я здесь. Я пришёл не Сам от Себя, Меня послал Он.
 
Иисус ответил: «Будь вашим отцом Бог, вы любили бы Меня. Я от Бога вышел в путь и пришел. Я пришел не Сам от Себя: это Он послал Меня.

Почему вы не понимаете Мою речь? Да потому, что вы не можете даже слышать слова Моего.
 
Знаете, почему вам никак не понять, о чем Я говорю? Вы глухи к Моему Слову.

Вы принадлежите вашему отцу, дьяволу, и хотите исполнить желания вашего отца. Он от начала был человекоубийцей и не устоял в истине, потому что в нём нет никакой истины. Когда он лжет, то делает то, что ему свойственно, потому что он лжец и отец лжи.
 
Ваш отец — Дьявол, и делаете вы то, что по нраву вашему отцу. С самого начала он был убийцей и уклонялся от правды. Правды в нем нет. Он лжет — и в этом вся его суть. Он — обманщик и источник обмана.

Но Я говорю вам истину, и поэтому вы Мне не верите!
 
А Я говорю правду. Поэтому вы Мне не верите.

Может ли кто-либо из вас уличить Меня во грехе? Если же Я говорю истину, то почему вы Мне не верите?
 
Кто из вас уличит Меня в грехе против правды? А если Я говорю правду, почему вы не верите Мне?

Тот, кто принадлежит Богу, слышит, что Бог говорит. Вы не слышите Меня потому, что вы не принадлежите Богу.
 
Кто от Бога, тот слышит Божьи слова, но вы их не слышите. Вы — не от Бога».

Иудеи же стали говорить Иисусу: — Ну разве мы не правы, когда говорим, что Ты — самарянин[65], и притом в Тебе демон!
 
Ему стали возражать: «Не зря тут у нас думают, что Ты самаритянин и в Тебе сидит бес».

— Я не одержим никаким демоном, — ответил Иисус, — Я чту Моего Отца, а вы бесчестите Меня.
 
Иисус ответил: «Никакого беса во Мне нет. Я чту Моего Отца, а вы обливаете Меня грязью.

Я не ищу славы Себе, но есть Тот, Кто ищет её для Меня, пусть Он и судит.
 
Я не Сам Себе создаю славу. Есть Тот, кто создает. Он же и праведно судит.

Говорю вам истину: кто соблюдает слово Мое, тот никогда не увидит смерти[66].
 
Поверьте истинному слову: кто живет Моим Словом, никогда не увидит смерти».

Тогда иудеи закричали: — Теперь мы точно знаем, что Ты одержим демоном! Авраам умер, и все пророки умерли, а Ты говоришь, что кто исполняет Твое слово, тот никогда не вкусит смерти.
 
Ему говорят: «Вот Ты и доказал нам, что в Тебе бес! Умер Авраам, умерли и пророки, а Ты говоришь: “Кто живет Моим Словом, никогда не умрет.”

Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер? И пророки умерли. А кем Ты Себя считаешь?
 
Кто Ты перед нашим отцом Авраамом?! А не он ли и умер? Да и пророки умерли. Кем же Ты Себя возомнил?».

Иисус ответил: — Если Я славлю Самого Себя, то слава эта ничего не значит. Меня прославляет Мой Отец, Которого вы называете своим Богом,
 
Иисус отвечал: «Это не Я Себя прославляю. Слава от себя — ничто. Меня прославляет Мой Отец, о котором вы говорите: Он — наш Бог.

хотя вы Его и не знаете. Но Я Его знаю, и если бы Я сказал, что не знаю Его, то был бы таким же лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю Его слово.
 
Вы не знаете Его. А Я Его знаю. Я был бы таким же лжецом, как вы, если бы сказал, что не знаю. Нет, Я Его знаю. Он говорит Мне — и Я делаю.

Ваш отец Авраам радовался при мысли, что увидит Мой день, и он его увидел и был счастлив.
 
Ваш праотец Авраам пребывал в счастливой надежде увидеть Мой день, а увидел — обрадовался».

— Да Тебе нет и пятидесяти лет, — говорили Ему иудеи, — и Ты видел Авраама?
 
Ему говорят: «Тебе и пятидесяти нет, и Ты видел Авраама?».

Иисус сказал: — Говорю вам истину, ещё до того, как Авраам родился, Я Есть![67]
 
Иисус ответил: «Поверьте истинному слову: прежде Авраама — Я Есмь».

Тогда они схватили камни, чтобы бросить в Него, но Иисус скрылся и вышел из храма[68].
 
Они стали хватать камни, хотели убить Его. Никто не заметил, как Он вышел из Храма.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [57] — См. Втор 22:22-24.
6 [58] — Если бы Иисус осудил женщину, то Он пошел бы против римских законов, запрещавших иудеям самим применять смертную казнь (см. Ин 18:31), если бы отпустил ее — вступил бы в противоречие с Законом (см. Лев 20:10).
11 [59] — Отрывок 7:53-8:11 отсутствует в ранних рукописях Нового Завета.
12 [60]Свет миру. Свет, так же как и вода, был символом праздника Шалашей. Согласно древнему источнику, во дворе храма зажигались большие, в 23 метра высотой, золотые светильники, перед которыми танцевали верующие с факелами в руках.
17 [61] — См. Втор 19:15.
24 [62] — Букв.: Я есть. См. сноску к ст. 58. Также в ст. 28.
28 [63] — Данное греч. слово также означает: превознесете.
38 [64] — Или: « у Отца. Поэтому и вы делайте то, что слышали от Отца».
48 [65] — Назвать иудея самарянином означало оскорбить его (см. сноски к Ин 4:7, 9).
51 [66] — Здесь Иисус говорит о духовной смерти.
58 [67] — В Писании, когда Бог говорит о Себе, Он употребляет это же выражение (см. напр., Исх 3:14; Втор 32:39; Ис 41:4; Ис 43:10-13). Здесь Иисус недвусмысленно дает понять, что Он и есть Бог.
59 [68] — Намек Иисуса на то, что Он — Бог, был расценен Его оппонентами как кощунство (см. Лев 24:16).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.