Даниил 11 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Что же до меня, то я поддерживал и защищал его в первый год правления Дария Мидийского.)1
 
В первый год власти Дария Мидянина я стал ему поддержкой и защитой.)

Теперь я поведаю тебе о том, что воистину должно совершиться. Еще три царя явятся в Персии, затем — четвертый, который своим великим богатством превзойдет всех своих предшественников. И когда он благодаря своему богатству обретет еще и могущество, то поднимет всех против царства греческого.2
 
[68] Итак, я скажу тебе истину: в Персии появятся ещё три царя, а потом — четвертый,[69] который будет гораздо богаче всех прочих. Получив власть через богатство, он поднимет всех против Греческого царства.

Тогда явится царь воинственный,3 он будет править весьма властно и действовать по своему произволу.
 
Тогда появится могучий царь[70], который будет править с великой властью и делать, что пожелает.

Но лишь только он поднимется, расширив свои владения, как его царству придет конец: распадется оно на четыре части.4 Не будет больше царство это таким сильным, каким было при нем, потому что будет раздроблено, и не достанется его потомству — будет оно отдано чужим.
 
Но когда он ещё будет набирать силу, его империя будет разрушена и разделена по четырем сторонам света. Она не перейдет к его потомкам и не будет управляться властью, подобной его власти, потому что она будет с корнем вырвана для других[71].

Станет сильным царь южный, но один из его военачальников превзойдет его своею силой и будет властвовать над еще более обширными землями.
 
Южный царь[72] станет очень силен, но один из его военачальников[73] станет сильнее его и будет править своим царством с великой силой.

С течением времени они станут союзниками; и чтобы скрепить союз между ними, дочь царя южного будет отдана царю северному. Но не удержит она власти в своих руках, да и принявший ее у власти не останется. И она, и сопровождавшие ее, и ее дитя, и покровительствовавший ей — все окажутся жертвами предательства.
 
Через несколько лет они станут союзниками. Дочь южного царя пойдет за северного царя, чтобы скрепить союз[74], но она не удержит власти, и его потомство не продолжится. Она будет предана вместе со свитой, ребенком[75] и тем, кто её поддерживал[76].

Но другой побег от ее же корня поднимется на месте павших и пойдет против войска своих врагов. Он ворвется в крепости царя северного и, сразившись с ним, одержит победу.
 
В те дни ветвь от её корня[77] явится, чтобы занять её место. Он пойдет против войска северного царя[78] и войдет в его крепость; он будет воевать с ними и одержит победу.

И даже идолов5 противников своих, их литых истуканов, он как добычу увезет в Египет вместе с их драгоценными сосудами, золотом и серебром. После этого он на несколько лет оставит царя северного в покое.
 
Он даже захватит их богов, изваяния из металла и дорогие вещи из серебра и золота и увезет их в Египет. На несколько лет он оставит северного царя в покое.

Затем царь северный вторгнется во владения царя южного, но должен будет возвратиться в свои земли.
 
Тогда северный царь вторгнется в державу южного царя, но возвратится в свою страну.

Сыновья его поднимутся на войну, собрав многочисленное войско, которое будет продвигаться, как разлившаяся река, прорываясь вперед и поворачивая вспять, чтобы потом с боями пройти до самой вражеской крепости.
 
Его сыновья[79] станут готовиться к войне и собирать огромное войско, которое помчится, подобно наводнению, и принесет битву к самой его крепости.

Царь южный придет в ярость и вступит в сражение с царем северным, а тот выставит большое войско, но оно будет отдано во власть царя южного.
 
Тогда южный царь[80] в гневе выступит и сразится с северным царем, набравшим большое войско, которое, однако, будет разбито.

Когда сметена будет эта враждебная сила, победитель преисполнится гордости.6 Он уничтожит десятки тысяч, но не сохранит своего господства —
 
Когда войско будет уведено, южный царь возгордится и убьет многие тысячи, но не достигнет победы[81].

царь северный вновь соберет силы, еще больше прежних, и вернется с огромным, хорошо вооруженным войском через несколько лет.
 
Северный царь соберет другое войско, больше первого, и через несколько лет выступит с огромным войском, полностью снаряженным.

В те времена многие восстанут против царя южного. Поднимутся также и мятежники7 среди твоего народа во исполнение видения, но они потерпят неудачу.
 
В те времена многие восстанут против южного царя[82]. Неистовые из твоего собственного народа восстанут во исполнение видения, но безуспешно[83].

Тогда явится царь северный, возведет осадный вал и штурмом возьмет укрепленный город. Не устоят силы юга — даже отборное войско не выдержит осады, сил ему не хватит.
 
Тогда северный царь придет, насыплет осадный вал и возьмет укрепленный город. Силы юга не смогут противиться; даже у лучших их воинов не будет силы, чтобы устоять.

А вторгшийся захватчик будет действовать по своему произволу, и никто не сможет дать ему отпор. Утвердится он в Прекрасной Земле и будет способен ее уничтожить.
 
Завоеватель будет действовать, как пожелает; никто не сможет ему противостоять. Он укрепится в Прекрасной стране, и вся она будет в его власти[84].

Он вознамерится выступить со всею мощью своего царства,8 пойдет на всякие соглашения9 и попытается, отдав царю южному дочь в жены, овладеть теми землями,10 но осуществить свои замыслы ему не удастся.
 
Он решит войти с силами всего царства, изложить условия мира и исполнить их. Чтобы погубить царство своего врага, он отдаст ему в жёны свою дочь, но этот замысел не исполнится, и это не принесет ему пользы[85].

Тогда он обратит свой взор на прибрежные земли, и многие из них он захватит, но найдется полководец, который остановит его дерзкие действия, обратив эту дерзость11 против него самого.
 
Тогда он обратит взгляд на прибрежные области и захватит многие из них, но некий военачальник[86] положит конец его дерзости; истинно, он обратит его дерзость против него же.

Придется ему отступить в укрепленные города своей страны, но оступится он, упадет — и его не станет.
 
Тогда он повернет к крепостям своей страны, но споткнется, падет, и его не станет.

Его преемник велит собирать подати для славы своего царства, но через несколько лет и он будет уничтожен, хотя и не в пылу сражения.
 
Его преемник[87] пошлет сборщика налогов[88], чтобы поддержать величие царства[89]. Но пройдет немного времени и он погибнет — не от гнева и не в битве.

Место его на престоле займет другой — человек презренный, которому царский титул и не предназначался. Он придет к власти по беспечности людей и приберет к рукам царство хитрыми и льстивыми речами.
 
На его место явится презренный человек, не облеченный царским величием. Он придет без предупреждения и овладеет царством через козни[90].

Будут смыты, как потопом, и сокрушены перед ним несметные силы, а с ними — и вождь завета.
 
Перед ним будет сметено неисчислимое войско[91]; оно будет погублено вместе с вождем завета[92].

После того как заключат с ним союз, он станет поступать вероломно; и хотя лишь немногие будут его поддерживать, он укрепится во власти.
 
Заключив с ним союз, он станет действовать обманом и лишь с немногими людьми придет к власти.

Нападать будет он на богатые земли, когда того не ожидают, и творить будет то, чего не творили ни отцы его, ни деды. Расточать будет он среди своих сторонников добычу, награбленное добро и богатство, и замышлять нападения на укрепленные города — но всё это до времени.
 
Он без предупреждения вторгнется в богатейшие части провинции и сделает то, чего не делали ни его отцы, ни праотцы. Он распределит награбленное, добычу и богатство среди своих сторонников. Он будет замышлять, как ниспровергнуть крепости, но лишь до времени.

Соберет он все свои силы, преисполнится решимости и поведет огромное войско против царя южного. Царь южный также выйдет на войну с огромным и очень сильным войском, однако из-за козней, ему устроенных, устоять не сможет.
 
С большим войском он соберет свои силы и смело выступит против южного царя[93]. Южный царь будет вести войну с большим и очень сильным войском, но не сможет устоять из-за заговоров, составленных против него.

Те, кто с ним разделял трапезу, погубят его, и растечется его войско, как вода, потеряв на полях многих убитыми.
 
Даже те, кто едят царскую пищу, станут пытаться его погубить; его войско будет сметено, и многие падут в сражении.

Оба эти царя будут вынашивать злобу и лгать друг другу даже сидя за одним столом, но желаемого не достигнут — положен будет тому предел в назначенный срок.
 
Оба царя, держа в сердцах зло, сядут за один стол и будут лгать друг другу, но успеха не будет, потому что конец придет лишь в определенное время.

Возвращаясь в свою страну с великим богатством, царь северный затаит в своем сердце ненависть к святому завету. Но он сделает то, что задумал, и вернется в свою землю.
 
Северный царь вернется в свою страну с великим богатством, но сердце его будет настроено против святого завета[94]. Он будет действовать против него, а после вернется в свою страну[95].

В назначенное время вновь пойдет он на юг, но последний его поход не будет таков, как прежний.
 
В определенное время он снова вторгнется в земли юга, но на этот раз исход будет иным, нежели прежде.

Выйдут против него корабли Киттима — и он, упав духом, повернет назад и направит свою ярость на святой завет. Вернувшись домой, начнет царь северный выказывать расположение тем, кто отступил от святого завета.
 
Ему преградят путь корабли Киттима, и он падет духом[96]. Он повернет назад и изольет свою ярость на святой завет. Он возвратится и будет благосклонен к тем, кто отступил от святого завета.

Силы, ему подвластные,12 будут осквернять Святилище — данное Богом прибежище. Они упразднят ежедневное священнодействие и будут насаждать ту мерзость, что приводит к запустению.
 
Посланные им воины займут и осквернят храм и крепость. Они отменят ежедневную жертву и поставят опустошающую мерзость[97].

Тех, кто нарушил завет, царь северный совратит своими льстивыми речами, но люди, которые чтут13 Бога своего, решительно восстанут против него.
 
Лестью он соблазнит тех, кто нарушил завет, но люди, которые знают своего Бога, будут ему твердо противостоять.

Мудрые будут учить многих, однако на время они станут жертвами гонений — меча14 и огня, тюрем и грабежей.
 
Мудрые среди народа наставят многих, хотя некоторое время их будут губить мечом, сжигать, брать в плен и грабить.

Они не останутся без поддержки, когда будут изнемогать, но многие присоединятся к ним только для вида.15
 
При этом они получат небольшую помощь[98], но многие присоединятся к ним неискренне.

Из мудрых иные падут: они тоже должны быть испытаны, облагорожены и очищены — быть тому до срока, до времени конца, который наступит в свой час.
 
Некоторые из мудрых споткнутся, чтобы пройти испытание, очиститься и убелиться, прежде чем наступит конец, потому что до его прихода ещё будет оставаться определенное время[99].

А царь будет действовать по своему произволу, будет превозносить и возвеличивать себя превыше всякого божества и о Боге богов говорить с неслыханной дерзостью. Он будет преуспевать, пока не переполнится чаша Божьего терпения16 (что предрешено, то должно исполниться).
 
Царь будет делать, что пожелает. Он превознесет себя выше всякого бога и будет говорить неслыханные вещи против Бога богов[100]. Он будет преуспевать, пока не завершатся времена гнева, потому что должно произойти предопределенное.

Не посчитается он ни с Богом17 отцов своих, ни с божеством, желанным для женщин: превознесется над всем, потому что любое божество для него — ничто.
 
Он не будет признавать ни богов своих отцов, ни того, который желанен женщинам[101]; он не будет признавать никакого бога, но вознесет над всеми ими самого себя.

Вместо этих богов он будет воздавать почести богу силы:18 праотцы его не признавали этого бога, а он будет чествовать его золотом и серебром, драгоценными камнями и богатыми дарами.
 
Вместо них он будет чтить бога крепостей; бога, неизвестного его отцам, он будет чествовать золотом и серебром, драгоценными камнями и дорогими дарами.

И укреплять он будет свои самые мощные крепости, поклоняясь этому чужому божеству. Признавшим же его за властителя он воздаст великие почести, наделит властью над многими и наградит землями.
 
Он нападет на самые сильные крепости с помощью чужого бога. Он умножит богатства тех, кто признает его, и назначит их правителями над многими, и будет делить землю за плату[102].

Когда придет время конца, царь южный пойдет войной на царя северного. Но царь северный устремится на него, как буря, с колесницами, всадниками и множеством кораблей; вторгшись в его земли, он наводнит их, как разлившаяся река, и пройдет через них.
 
В конце времен на него нападет южный царь. Но северный царь обрушится на него как ураган, с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями. Он вторгнется во многие страны и промчится через них, подобно наводнению.

Войдет и в Прекрасную Землю, и десятки тысяч станут его жертвами; избегнут той участи только Эдом, Моав и цвет сынов Аммона.
 
Он вторгнется и в Прекрасную страну. Многие страны падут, но Эдом, Моав и вожди Аммона будут избавлены от его руки.

И когда он станет захватывать одну страну за другой, не спасется и Египет
 
Он прострет свою власть на многие страны; не спасется и Египет.

царь северный завладеет сокровищами Египта: золотом, серебром и разными драгоценностями; покорно последуют за ним ливийцы и нубийцы.19
 
Он овладеет золотыми и серебряными сокровищами и всеми богатствами Египта, и покоренные ливийцы с кушитами[103] пойдут за ним.

Но слухи с востока и севера встревожат царя, и он в сильнейшей ярости выйдет уничтожать и губить многих.
 
Но известия с востока и севера встревожат его, и он выйдет в страшном гневе истреблять и губить многих.

Раскинет он шатры свои царские между морем20 и прекрасной Святой горой, но ему придет конец — и никто ему уже не поможет.
 
Он разобьет свои царские шатры между морем и прекрасной святой горой. Но он придет к своему концу, и никто ему не поможет.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: и мне в первый год (правления) Дария Мидийского пришлось быть ему (т. е. Михаилу) и помощником, и опорой.
2  [2] — Друг. возм. пер.: побудит всё греческое царство (объединиться для борьбы).
3  [3] — Или: храбрый / могучий.
4  [4] — Букв.: по четырем ветрам небесным; ср. 8:8.
8  [5] — Букв.: богов.
12  [6] — Букв.: вознесется сердце его.
14  [7] — Или: люди, чинящие насилие; букв.: сыны грабителей; всё это предложение может быть понято двояко: либо здесь говорится о некоторых мятежных евреях, либо о вторгшихся к ним и притесняющих их иноземцах.
17  [8] — Друг. возм. пер.: подчинить себе всё царство.
17  [9] — Или: вещи справедливые; масоретский текст: праведные с ним.
17  [10] — Букв.: он отдаст ему дочь жен, на погибель ее; иные переводят: даст ему дочь (свою) в жены, чтобы погубить его (царство).
18  [11] — Обратив эту дерзость — текст в этом месте неясен. Перевод дан по одному из возможных толкований.
31  [12] — Букв.: силы от него, т. е. ему принадлежащие.
32  [13] — Букв.: знают.
33  [14] — Букв.: падут от меча.
34  [15] — Или: притворно.
36  [16] — Или: гнев не достигнет своей полноты.
37  [17] — Или: с богами.
38  [18] — Или: крепостей.
43  [19] — Букв.: кушиты, т. е. народы южнее Египта.
45  [20] — Букв.: морями, т. е. Мертвым и Средиземным.
 
Новый русский перевод
2 [68] — В этом отрывке содержатся пророчества о событиях в Персидской и Македонской империях, в царствах Птолемеев и Селевкидов. А также здесь говорится об отношениях между этими государствами в период с V в. до н. э. по II в. до н. э. События, описанные в ст. 36-45, повествуют о последних днях.
2 [69]Три царя— это Камбиз (530-522 гг. до н. э.), Лжесмердиз (522 г. до н. э.) и Дарий I Великий (Гистасп) (522-486 гг. до н. э.); четвертый— Ксеркс I (486-465 гг. до н. э.).
3 [70] — Это Александр Македонский (Великий) (336-323 гг. до н. э.).
4 [71] — Империя Александра была разделена между его полководцами. Селевк получил Сирию и Месопотамию, Птолемей — Египет, Лисимах — Фракию и части Малой Азии, Кассандр — Македонию и Грецию.
5 [72] — Это Птолемей I Сотер (323-285 гг. до н. э.).
5 [73] — Это Селевк I Никатор (311-280 гг. до н. э.).
6 [74] — Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н. э.) выдал свою дочь Беренику замуж за Антиоха II Теоса (261-246 гг. до н. э.), отдав в качестве приданного и Израиль.
6 [75] — Или: отцом.
6 [76] — Лаодика, бывшая жена Антиоха II, приказала убить Беренику вместе с ее малолетним сыном, после чего отравила самого Антиоха и возвела на престол их сына — Селевка II Каллиника. Отец Береники умер примерно в то же время.
7 [77] — Это Птолемей III Евергет (Благодетель) (246-221 гг. до н. э.), брат Береники.
7 [78] — Это Селевк II Каллиник (246-226 гг. до н. э.).
10 [79] — Это Селевк III Керавн (226-223 гг. до н. э.) и Антиох III Великий (223-187 гг. до н. э.).
11 [80] — Это Птолемей IV Филопатор (221-203 гг. до н. э.). Он сражался с Антиохом III Великим.
11 [81] — В 217 г. до н. э. произошло сражение между сирийской и египетской армиями при городе Рафии, который находился в районе современного города Газа. Сирийцы проиграли битву, потеряв 10 000 убитыми и 4 000 пленными.
14 [82] — Это Птолемей V Епифан (203-181 гг. до н. э.).
14 [83] — К Антиоху III присоединилось и немало евреев в ложной надежде добиться независимости и от Египта и от Сирии.
16 [84] — К 199 году до н. э. Антиох III полностью укрепился в Израиле.
17 [85] — Антиох III выдал свою дочь Клеопатру I замуж за Птолемея V Епифана в 194 г. до н. э., но Клеопатра неожиданно встала на сторону своего малолетнего мужа.
18 [86] — Это консул Луций Корнелий Сципион Азиатский, римский полководец, который нанес Антиоху III сокрушительное поражение в Магнезии в 190 г. до н. э.
20 [87] — Это Селевк IV Филопатор (187-175 гг. до н. э.), сын Антиоха III.
20 [88] — Это Илиодор, казначей Селевка IV, которого он позже отравил.
20 [89] — Или: чтобы пройти по царству славы; или: чтобы обобрать славу царства (Иерусалимский храм).
21 [90] — Это Антиох IV Епифан (Прославленный), получивший прозвище Епиман («безумец») (175-164 гг. до н. э.). Он с помощью интриг завладел престолом, воспользовавшись тем, что его племянник Дмитрий, законный наследник, находился в это время в Риме.
22 [91] — Это египетское войско, которое вела Клеопатра, сестра Антиоха IV, с целью посадить на престол северного царства своего малолетнего сына Птолемея VI Филометора.
22 [92] — Это, предположительно, первосвященник Оний III, которого Антиох Епифан низложил.
25 [93] — Это Птолемей VI Филометор (181-146 гг. до н. э.).
28 [94] — 169 г. до н. э.
28 [95] — В 169 г. до н. э. Антиох IV убил многих евреев и разграбил Иерусалимский храм.
30 [96] — Это были римские войска под предводительством сенатора Попилия Лена.
31 [97] — В 168 г. до н. э. Антиох Епифан осквернил храм в Иерусалиме, установив там статую Зевса и принеся ему в жертву свинью. См. также 9:27 и сноску к нему.
34 [98] — Это евр. восстание против Антиоха IV под руководством Маккавеев, Маттафии и его сына Иуды.
35 [99] — Здесь заканчивается история Антиоха IV Епифана. Дальше пророку Даниилу открывается далекое будущее: образ Антиоха IV сливается с образом антихриста, который должен появиться в конце времен (см. 1Ин 2:18; 2Фес 2:3-4; Откр 13:5-8).
36 [100] — См. 2Фес 2:4.
37 [101] — Букв.: ни желания женщин. Возможно это бог Таммуз (Адонис) (ср. Иез 8:14), по другому толкованию, здесь речь может идти о Христе (в Израиле каждая женщина мечтала стать Его матерью). Существуют и другие толкования.
39 [102] — Или: в награду.
43 [103] — Обитатели земель в верхнем течении Нила.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.