Левит 13 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Затем вот что повелел ГОСПОДЬ Моисею и Аарону:
 
Господь сказал Моисею и Аарону:

«Если обнаружится у кого опухоль на коже, либо сыпь, либо пятно, которое может развиться в опасное кожное заболевание,1 следует того человека привести к священнику — к Аарону или к одному из сыновей его.2
 
«Если у кого-то появится на коже опухоль, сыпь или воспаление, которые могут оказаться заразной кожной болезнью[28], больного нужно привести к священнику Аарону или к одному из его сыновей[29] священников.

Священник осмотрит это воспаленное место на коже человека, и если волосы на нем побелели, а само оно оказалось углубленным в кожу, то это язва проказы.3 Осмотрев такого больного, священник объявит его ритуально нечистым.
 
Священник осмотрит больное место, и если волосы на нём побелели и больное место углубилось в кожу — это заразная болезнь. Осмотрев больного, священник объявит его нечистым.

Если же пятно на коже у человека белое, но оно не глубже поверхности кожи и волосы на нем не побелели, священник должен отделить его от других людей на семь дней.
 
Если у него на коже белое пятно, но оно не углубилось в кожу, и волосы на нём не побелели, пусть священник изолирует больного на семь дней.

На седьмой день еще раз осмотрит священник того человека, и если увидит, что больное место не изменило вида своего и не распространилось по коже, то продлит пребывание больного отдельно от прочих людей на другие семь дней.
 
Пусть на седьмой день он осмотрит его, и если увидит, что больное место не изменилось и не разошлось по коже, то пусть изолирует его ещё на семь дней.

Когда же при новом осмотре больного (опять на седьмой день) увидит священник, что место то поблекло и не распространилось по коже, должен будет объявить он того человека чистым, ибо тут просто неопасная сыпь. Больному следует выстирать свои одежды, и станет он чистым.
 
На седьмой день пусть священник осмотрит его снова, и если больное место поблекло, не разойдясь по коже, пусть объявит его чистым. Это простая сыпь. Больной выстирает одежду и будет чист.

Если же сыпь распространится по коже после того, как показывался больной священнику, чтобы тот объявил его чистым, то придется ему прийти к священнику еще раз.
 
Но если сыпь разойдется по коже после того, как больной приходил к священнику за очищением, пусть он явится к священнику снова.

И если увидит священник, что сыпь распространилась по коже, должен будет он объявить больного нечистым, ибо это опасное заболевание.
 
Священник осмотрит его и, если сыпь разошлась по коже, пусть объявит его нечистым — это заразная болезнь.

Всякого, у кого появятся признаки серьезной кожной болезни, следует привести к священнику.
 
Больного заразной кожной болезнью нужно привести к священнику.

Тот осмотрит человека, и, если обнаружит у него на коже белую опухоль с побелевшими волосами на ней и открытой язвой4 на опухоли,
 
Священник осмотрит его, и если на коже есть белая опухоль, которая сделала волосы белыми, и в ней видны открытые раны,

если увидит все эти приметы застарелой уже болезни, должен будет священник объявить больного нечистым и отделить от всех как нечистого.
 
то это — застарелая кожная болезнь. Пусть священник объявит больного нечистым. Он не должен изолировать его для наблюдения, потому что тот уже нечист.

Если же болезнь распространится по всей коже кого-либо — с головы до пят, — покроет всю кожу пораженного ею человека, всюду, где можно видеть священнику,
 
Если болезнь распространилась по всей коже и покрывает больного с головы до ног, насколько может видеть священник,

придется ему, убедившись, что кожа по всему телу находится в одном и том же состоянии, объявить того человека чистым. Ведь тот весь стал белым — потому и чист.
 
пусть священник осмотрит его, и если болезнь покрыла всё тело, объявит больного чистым. Раз всё побелело, он чист.

Человек станет нечистым, как только на теле его появятся открытые язвы.
 
Но если на больном появятся открытые раны, он станет нечист.

Увидев их, священник должен объявить больного нечистым, ибо подобные язвы на самом деле нечисты — тут опасная болезнь.
 
Увидев открытые раны, пусть священник объявит больного нечистым. Открытые раны нечисты — это заразная болезнь.

Но если начнут изменяться те язвы, побелеют, человеку следует вновь пойти к священнику,
 
Если открытые раны изменятся и побелеют, пусть больной пойдет к священнику.

который осмотрит его и, если те воспаленные места побелели, должен будет объявить этого больного чистым, ибо он действительно чист.
 
Священник осмотрит его и, если больное место побелело, пусть объявит больного чистым. Он чист.

[18-19] Следует показать священнику и всякого, у кого гнойный нарыв сначала появился на коже, а потом зажил, однако же оставил после себя, на том же самом месте, белую опухоль или красноватое пятно.
 
Если у кого-то на коже был нарыв, который прошёл,

 
а на его месте появилась белая опухоль или красновато-белое пятно, больной должен явиться к священнику.

Священник осмотрит его и, если пятно то оказалось углубленным в коже и волосы на нем побелели, должен будет объявить больного нечистым: на месте нарыва появилось серьезное кожное заболевание.
 
Священник осмотрит его и, если пораженное место углубилось в кожу, а волосы на нём побелели, пусть объявит его нечистым. Это — заразная кожная болезнь, которая вспыхнула там, где был нарыв.

Если же увидит священник, что волосы не побелели и само пятно поверхностное, притом уже поблекло оно, то больного следует только отделить от остальных людей на семь дней.
 
Но если осматривая пятно, священник не увидит на нём белых волос, а пятно не будет углублено в кожу и будет блеклым, пусть священник изолирует больного для наблюдения на семь дней.

Однако же, если пятно распространилось по коже, должен священник объявить человека нечистым — его заболевание опасное.
 
Если пятно будет расходиться по коже, священник объявит больного нечистым. Это признак болезни.

А если пятно осталось на прежнем месте, не пошло дальше, то это всего лишь шрам после нарыва. Священнику надлежит тогда объявить больного чистым.
 
Но если пятно не изменится и не разойдется, это лишь рубец от нарыва, и священник объявит больного чистым.

То же и с ожогами на коже человека, на теле его. Если на зажившем месте появляется красноватое или белое пятно
 
Если у кого-то на коже будет ожог и на месте ожога покажется красновато-белое или белое пятно,

и священник, разглядывая его, увидит, что волосы на нем побелели, а само пятно оказалось ниже поверхности кожи, то это явная болезнь, на ожоге зародившаяся. Священник должен объявить заболевшего нечистым, ибо тут точно опасная болезнь.
 
пусть священник осмотрит пятно, и если волосы на нём побелели, а само оно углубилось в кожу — это заразная болезнь, вспыхнувшая на месте ожога. Священник объявит больного нечистым. Это заразная болезнь.

Но если увидит священник при осмотре, что волосы на пятне не побелели, а само оно поверхностное и притом поблекло, пусть изолирует больного на семь дней.
 
Но если, осматривая пятно, священник не увидит на нём белых волос, а пятно не будет углублено в кожу и будет блеклым, пусть священник изолирует больного для наблюдения на семь дней.

На седьмой же день должен священник вновь осмотреть того человека. И если болезнь пошла дальше по коже, следует объявить его нечистым: это знак серьезного заболевания.
 
На седьмой день священник осмотрит его и, если пятно расходится по коже, пусть объявит больного нечистым. Это заразная кожная болезнь.

А если пятно осталось на прежнем месте, не распространилось по коже, да еще и поблекло, то это лишь припухлость от ожога. Священнику надлежит признать человека чистым, ибо у того шрам после ожога.
 
Но если пятно не изменится и не разойдется по коже, а поблекнет, это только опухоль от ожога, и священник объявит человека чистым, ведь это лишь рубец от ожога.

Поражение кожи может появиться у мужчины или женщины на голове или на подбородке.
 
Если больное место находится у мужчины или женщины на голове или подбородке,

Если, осматривая эту накожную язву, увидит священник, что она глубже поверхности кожи и волос на ней истончился и пожелтел, должен объявить он больного нечистым: тут явно парша, заразная болезнь, появившаяся на голове или подбородке.
 
пусть священник осмотрит его и, если оно окажется углублено в кожу, при этом волосы на нём будут желтыми и тонкими, пусть объявит больного нечистым. Это лишай, заразная болезнь на голове или на подбородке.

Если же найдет священник при осмотре, что язва эта накожная не глубже поверхности кожи и нет на ней желтого волоса, должен будет он изолировать больного, как обычно, на семь дней.
 
Но если, осматривая больное место, священник увидит, что оно не углубилось в кожу и на нём нет черных волос, пусть изолирует больного для наблюдения на семь дней.

На седьмой же день священник осмотрит язву эту еще раз. Если увидит он, что парша не распространилась дальше, что нет на том месте пожелтевшего волоса и что не оказалось оно углубленным в коже,
 
На седьмой день пусть священник осмотрит больное место, и если лишай не распространился, на нём нет желтых волос и он не углубился в кожу,

то больному следует побриться, оставляя лишь места, пораженные паршой; и священник должен вновь подвергнуть того человека карантину на семь дней.
 
пусть больного обреют, за исключением зараженного места. Пусть священник изолирует его ещё на семь дней.

А на седьмой день священник осмотрит паршу и, если увидит он, что та не пошла по коже и не стала глубже ее поверхности, должен объявить больного чистым. Но тому следует выстирать свои одежды, и станет он чистым.
 
На седьмой день пусть священник осмотрит лишай, и если он не разошелся по коже и не углубился в неё, пусть объявит больного чистым. Больной выстирает одежду и будет чист.

Если же пошла всё-таки парша по коже после того, как чистым он уже был объявлен,
 
Но если лишай станет расходиться по коже после того, как больного объявят чистым,

священник должен вновь осмотреть его, и если парша распространилась, то и волоса желтого искать священнику уже не нужно — больной нечист.
 
пусть священник ещё раз осмотрит его. Если лишай расходится по коже, священнику не нужно искать желтых волос: больной нечист.

В случае, если парша остается такой, как была, но там стал расти темный волос, это значит, что болезнь прошла. Человек снова чист. Священник и должен объявить его чистым.
 
Но если, по его мнению, больное место не изменилось и на нём выросли черные волосы, лишай прошёл. Больной чист, и священник объявит его чистым.

Если у мужчины или женщины появятся на коже пятна белого цвета,
 
Если у мужчины или у женщины на коже появятся белые пятна,

священник должен осмотреть их, и если пятна те блеклые, это простая кожная сыпь.5 Больной, стало быть, чист.
 
пусть священник осмотрит их. Если пятна бледно-белые — это простая сыпь, высыпавшая на коже; больной чист.

И если у мужчины выпали волосы на голове, то это всего лишь облысение, и ритуально он не стал нечист.
 
Если человек лишился волос на висках — он облысел, но чист,

Чист тот, у кого волосы выпали спереди, — это просто залысины.
 
и если человек лишился волос надо лбом — он облысел, но чист.

Но вот если появилась на лысине — сзади ли, спереди — красноватая или белая накожная язва, это значит, что лысина тронута опасной болезнью.
 
Но если у него на лысине появилось больное место красновато-белого цвета — это заразная кожная болезнь, появившаяся у него на голове или на лбу.

Священник тогда должен внимательно осмотреть больного, и если увидит на лысине его — сзади ли, спереди — белую или светло-красную язвенную опухоль, обычно появляющуюся при опасной кожной болезни, —
 
Священник осмотрит больного, и если опухоль на его лысине красновато-белая, как при заразной кожной болезни,

значит, этот человек заражен такой болезнью, он нечист. Священнику надлежит объявить его таковым, ибо на голове у него явные признаки серьезной болезни.
 
то он заболел и нечист. Священник объявит его нечистым из-за признаков болезни на его голове.

Человек с такой заразной болезнью должен носить разодранную одежду, и волосы на его голове пусть будут распущены. Ему следует прикрыть тканью нижнюю часть лица и кричать при этом: „Нечист! Нечист!“
 
Больной с такими признаками должен носить разорванную одежду, должен ходить с распущенными волосами,[30] закрытой нижней частью лица и кричать: „Нечист! Нечист!“

Во все дни болезни он будет нечистым. Жить ему следует отдельно, и место его пребывания должно быть вне стана.
 
Пока он болен, он будет нечистым. Он должен жить один — за пределами лагеря.

Если хотя бы небольшое пятно плесени6 на одежде появится — шерстяной ли одежде, льняной ли,
 
Если одежда заражена плесенью[31], будь это одежда из шерсти или льна,

на нитях льняных или шерстяных, продольных нитях ткацкого станка, то есть на основе, или на поперечных — на утке, на коже, на вещи из кожи, —
 
тканая или вязаная материя из льна или шерсти, кожа или кожаная вещь,

и если плесень эта на одежде, коже, основе или утке и вещи кожаной будет зеленоватой либо красноватой, то это опасный грибок. Плесень нужно показать священнику.
 
если пятно на одежде, коже, тканой или вязаной материи или кожаной вещи зеленоватое или красноватое — это растущая плесень. Вещь нужно показать священнику.

Тот осмотрит ее и спрячет зараженную вещь на семь дней.
 
Священник осмотрит плесень и заберет зараженную вещь из обращения на семь дней.

На седьмой день снова осмотрит священник плесень, и если распространилась она по одежде, по основе или утку, по кожаной вещи какой-либо — значит, стойкий, пагубный грибок это, и всё, на чем он появился, нечисто.
 
На седьмой день он осмотрит её и, если плесень распространилась по одежде, тканой или вязаной материи или по коже, для чего бы она ни использовалась, — это растущая плесень и поэтому вещь нечиста.

Сжечь следует священнику ту одежду, основу ли, уток (для шерстяных или льняных тканей), вещь ли из кожи, раз поражена она такой плесенью, значит, это пагубный грибок и должен быть уничтожен огнем.
 
Пусть он сожжет зараженную одежду, тканую или вязаную материю из шерсти или льна или кожаную вещь, потому что это растущая плесень — вещь нужно сжечь.

Если же священник найдет, что плесень не распространилась — ни по одежде, ни по основе, ни по утку, ни по вещи из кожи,
 
Но если, осматривая её, священник увидит, что плесень не распространилась по одежде, тканой или льняной материи или по кожаной вещи,

он распорядится, чтобы пораженную плесенью вещь выстирали, и снова спрячет ее на семь дней.
 
пусть он велит выстирать зараженную вещь. Пусть он заберет её из обращения ещё на семь дней.

По прошествии их надлежит священнику еще раз осмотреть выстиранную вещь, на которой была плесень. Если обнаружит священник плесень в прежнем виде, то, хоть бы и не распространилась она, всё же эта вещь нечиста; сожгите ее, с какой бы стороны ни было пораженное грибком пятно: с лицевой или с изнанки.
 
Когда зараженную вещь выстирают, пусть священник осмотрит её, и если плесень не изменила цвет, то даже если она не разрослась — вещь нечиста. Её надо сжечь, всё равно, поразила ли плесень изнанку или лицевую сторону.

Но если священник увидит при осмотре, что плесень после стирки поблекла, он должен отделить только зараженный кусок, оторвав или отрезав его от одежды ли, кожи, от основы или утка.
 
Если, осматривая её, священник увидит, что после того, как вещь выстирали, плесень поблекла, пусть он оторвет от одежды, кожи или тканой или вязаной материи зараженную часть.

Однако если плесень всё же снова появится на одежде, основе, утке либо на кожаной вещи, это уже будет ее новым проявлением, и тогда, что бы то ни была за вещь с таким зараженным пятном, надо бросить ее в огонь.
 
Если плесень появится на одежде, тканой или вязаной материи или на кожаной вещи снова, значит она растет, и всё, на чем плесень, нужно сжечь.

А вещь, на которой плесень после стирки исчезнет, следует выстирать еще раз, и она будет чистой.
 
Одежду, тканую или вязаную материю или кожаную вещь, которую выстирали и очистили от плесени, нужно снова постирать, и она будет чиста.

Таковы предписания о порче плесенью шерстяной или льняной одежды, основы или утка, вещей из кожи и о том, как объявлять их чистыми или нечистыми».
 
Таковы правила о зараженной плесенью шерстяной или льняной одежде, тканой или вязаной материи или кожаной вещи — о том, как объявлять их чистыми или нечистыми».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: проказу — здесь и ниже в данной главе это общее название всех кожных болезней, а не только собственно лепры, болезни Хансена (ср. ст. 3).
2  [2] — Священники выступали не в роли врачей, объявляя человека «больным» или «здоровым», а в роли судей в области священного: «чист» человек или «нечист».
3  [3] — Или: серьезное кожное заболевание.
10  [4] — Или (ближе к букв.): живым диким (кровоточащим) мясом.
39  [5] — Или: экзема, значение слова предположительно.
47  [6] — Или: грибка; букв.: знак опасной болезни.
 
Новый русский перевод
2 [28] — Это евр. слово означает несколько кожных заболеваний; его точное значение неясно; так же в остальных местах этой главы и книги.
2 [29] — Или: потомков.
45 [30] — Или: должен ходить с непокрытой головой.
47 [31] — На евр. заразная кожная болезнь и плесень обозначаются одним словом.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.