1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Cовременный перевод WBTC → Елизаветинская на русском

 
 

Теперь хочу напомнить вам, братья, о благовестии, которое я проповедовал вам, которое вы также получили, которому в полной мере следуете
 
Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите,

и через которое вы также спасаетесь, если твёрдо помните те слова, проповедованные мною (если только не стали вы верующими без цели).
 
имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам, аще содержите: разве аще не всуе веровасте.

Ибо я передал вам прежде всего то, что сам получил: что Христос умер за грехи наши, согласно Писанию,
 
Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием,

и что Он был погребён, и что Он был воскрешён на третий день, согласно Писанию,
 
и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием,

и что явился Он Петру, а затем двенадцати.
 
и яко явися кифе, таже единонадесятим:

Затем Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы сегодня, хотя некоторые из них умерли.
 
потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша:

Затем Он явился Иакову, а потом всем Апостолам,
 
потом же явися иакову, таже апостолом всем:

а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный,
 
последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне.

ибо я — самый маловажный из всех Апостолов. Я даже не достоин называться Апостолом, ибо я преследовал церковь Божью.
 
Аз бо есмь мний апостолов, иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию.

Но я — то, что я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем все они, хотя не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.
 
Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною.

И потому, я ли проповедовал вам или кто-то другой, именно это мы все проповедуем, и в это все вы веруете.
 
Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.

Но если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то как же некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых?
 
Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть?

Если нет воскресения из мёртвых, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,
 
И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста:

а если Христос не был воскрешён из мёртвых, то тогда и проповеди наши впустую, и вера ваша впустую.
 
аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша.

И мы, к тому же, окажемся и лжесвидетелями о Боге, ибо поклялись перед Богом, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскресил, если, как утверждают, мёртвые не воскресают.
 
Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают:

И если мёртвые не воскресают, то Христос тогда не был воскрешён,
 
аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста:

и если Христос не был воскрешён, то вера ваша напрасна и вы все ещё во грехах своих,
 
аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших:

да и те, которые умерли во Христе, сгинули.
 
убо и умершии о Христе, погибоша.

Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.
 
(И) аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы.

Теперь же, на самом деле Христос был воскрешён из мёртвых, как первый плод среди тех, кто умер.
 
Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть.

Ибо так как смерть пришла через человека, то через человека и воскресение из мёртвых.
 
Понеже бо человеком смерть (бысть), и Человеком воскресение мертвых.

И как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос,
 
Якоже бо о адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут,

но для каждого будет свой черёд. Христос — первый среди воскресших, затем те, кто принадлежит Христу, когда Он придёт.
 
кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии его.

Потом наступит конец, когда Христос передаст царство Богу Отцу, когда Он уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество.
 
Таже кончина, егда предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу:

Ибо Он должен править, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.
 
подобает бо ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима.

Смерть будет уничтожена, как последний враг.
 
Последний же враг испразднится смерть,

Ибо "Он поверг всё к Его ногам". Когда говорится, что "всё" повергнуто, то ясно, что это — за исключением Бога, Кто подчинил всё Ему.
 
вся бо покори под нозе его: внегда же рещи, яко вся покорена суть ему, яве, яко разве покоршаго ему вся.

И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Ему, чтобы Бог мог быть всем для всех.
 
Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех.

Иначе, что же делают те, кто крестится для мёртвых? Если мёртвые никогда не воскресают, то для чего принимают крещение из-за них?
 
Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради?

Почему и мы ежечасно сталкиваемся с опасностью?
 
Почто (же) и мы беды приемлем на всяк час?

Я умираю каждый день. Я клянусь, братья, гордостью своей за вас во Иисусе Христе, Господе нашем.
 
По вся дни умираю: тако ми ваша похвала, братие, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем.

Если бы я, как простой человек, сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресали бы, то "Давайте есть и пить, ибо завтра мы умрём!"
 
Аще (бо) по человеку со зверем боряхся в ефесе, кая ми польза, аще мертвии не востают? Да ямы и пием, утре бо умрем.

Перестаньте обманываться: "Плохой товарищ губит хорошие привычки".
 
Не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы.

Пробудитесь к трезвой жизни, как тому следует быть, и перестаньте грешить, ибо некоторые не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.
 
Истрезвитеся праведно и не согрешайте: неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю.

Но кто-то может спросить: "Как мёртвые воскресают? Какое будет у них тело?"
 
Но речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут?

Безрассудный! То, что вы сажаете, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.
 
Безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет:

А что касается того, что вы сажаете, вы закапываете в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь голое зерно, будь то пшеница или что другое.
 
и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих:

Потом Бог даёт ему тело, какое избрал. Каждому зерну — его собственное тело.
 
Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело.

Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая плоть, у птиц — иная и у рыб — иная.
 
Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам.

Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.
 
И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным:

У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.
 
ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе.

Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, тленно, тело, которое воскреснет, нетленно.
 
Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении:

Тело, которое похоронено в земле, бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, слабо, тело же, которое восстанет, — сильно.
 
сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе:

То, что похоронено, — душевное тело, то, что восстанет, — духовное тело. Раз существуют душевные тела, то существуют и духовные тела.
 
сеется тело душевное, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное.

И вот что сказано в Писании: "Первый человек, Адам, стал живым существом". Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.
 
Тако и писано есть: бысть первый человек адам в душу живу, последний адам в дух животворящь.

Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился душевный человек, а потом духовный.
 
Но не прежде духовное, но душевное, потом же духовное.

Этот первый человек пришёл из земли и праха. Второй Человек пришёл с небес.
 
Первый человек от земли, перстен: вторый Человек Господь с небесе.

И каков человек из праха, таковы те, кто из праха. И каков небесный Человек, таковы и небесные.
 
Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии:

И подобно тому, как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.
 
и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго.

Но скажу вам, братья, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.
 
Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует.

Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы все не умрём, но все мы изменимся,
 
Се, тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Ибо труба прозвучит, и мёртвые восстанут нетленными, а остальные преобразятся.
 
вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся:

Ибо это бренное тело должно облачиться в нетленное, и это смертное тело должно облачиться в бессмертное.
 
подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие.

И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писании: "Смерть поглощена победой".
 
Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою.

"Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?"
 
Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?

Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.
 
Жало же смерти грех: сила же греха закон.

Но благодарение Богу, Кто дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!
 
Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом.

Итак, мои дорогие братья, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господним, ибо вы знаете, что труд ваш в Господе не пропадёт зря.
 
Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.