1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Елизаветинская на русском

 
 

А я объявляю вам, братья, то Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
 
Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите,

которым и спасаетесь. В этом смысле я благовествовал вам, если вы держитесь моего благовествования, если только вы не напрасно уверовали,
 
имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам, аще содержите: разве аще не всуе веровасте.

Ибо я передал вам во-первых то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям,
 
Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием,

и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям,
 
и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием,

и что Он явился Кифе, потом — Двенадцати;
 
и яко явися кифе, таже единонадесятим:

затем свыше чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили;
 
потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша:

затем явился Иакову, потом всем апостолам;
 
потом же явися иакову, таже апостолом всем:

а после всех явился и мне, словно недоноску.
 
последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне.

Ибо я наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию.
 
Аз бо есмь мний апостолов, иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию.

Но благодатию Божией я есмь то, что я есмь, и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех их потрудился, впрочем не я, но благодать Божия со мною.
 
Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною.

Итак, я ли, они ли, — мы так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.

Если же о Христе проповедуется, что Он восстал из мёртвых, — как говорят некоторые между вами, что нет воскресения мёртвых?
 
Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть?

Если же нет воскресения мёртвых, — то и Христос не восстал;
 
И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста:

а если Христос не восстал, тщетна наша проповедь, тщетна и вера ваша.
 
аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша.

При этом мы оказываемся и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали против Бога, что Он воздвиг Христа, Которого Он не воздвигал, если действительно мёртвые не восстают.
 
Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают:

Ибо, если мёртвые не восстают, то и Христос не восстал.
 
аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста:

А если Христос не восстал, напрасна вера ваша: вы еще во грехах ваших.
 
аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших:

Значит и усопшие во Христе погибли.
 
убо и умершии о Христе, погибоша.

Если мы в этой только жизни возложили надежду на Христа, — мы несчастнее всех людей.
 
(И) аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы.

Но Христос восстал из мёртвых, начаток усопших.
 
Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть.

Ибо, поскольку чрез человека — смерть, чрез Человека и воскресение мёртвых.
 
Понеже бо человеком смерть (бысть), и Человеком воскресение мертвых.

Ибо, как в Адаме все умирают, так и во Христе все будут оживотворены.
 
Якоже бо о адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут,

Но каждый в своем чине: начаток Христос, затем Христовы в пришествие Его.
 
кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии его.

Потом конец, когда Он предает Царство Богу и Отцу, когда Он упразднит всякое начало и всякую власть и силу.
 
Таже кончина, егда предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу:

Ибо надлежит Ему царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов под ноги Свои.
 
подобает бо ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима.

Как последний враг, упразднена будет смерть.
 
Последний же враг испразднится смерть,

Ибо Бог всё подчинил под ноги Его. Когда же Он скажет, что всё подчинено, — ясно, что за исключением Подчинившего Ему всё.
 
вся бо покори под нозе его: внегда же рещи, яко вся покорена суть ему, яве, яко разве покоршаго ему вся.

Когда же подчинено Ему будет всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Подчинившему Ему всё, чтобы был Бог всё во всём.
 
Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех.

Потому что, иначе, что будут делать те, которые принимают крещение за мёртвых? Если мёртвые вообще не восстают, почему же принимают крещение за них?
 
Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради?

Для чего и мы подвергаемся опасностям ежечасно?
 
Почто (же) и мы беды приемлем на всяк час?

Я каждый день умираю: клянусь, братья, похвалою вашей, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
По вся дни умираю: тако ми ваша похвала, братие, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем.

Если я из человеческих побуждений боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза? Если мёртвые не восстают, будем есть и пить, ибо завтра умрём!
 
Аще (бо) по человеку со зверем боряхся в ефесе, кая ми польза, аще мертвии не востают? Да ямы и пием, утре бо умрем.

Не заблуждайтесь: Дурное общество развращает добрые нравы.
 
Не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы.

Отрезвитесь, как должно, и не грешите. Ибо некоторые не имеют знания Бога: к стыду вашему говорю.
 
Истрезвитеся праведно и не согрешайте: неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю.

Но скажет кто-нибудь: как восстают мёртвые и в каком теле они приходят?
 
Но речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут?

Неразумный! то, что ты сеешь, не может быть оживотворено, если не умрёт.
 
Безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет:

и то, что ты сеешь, не тело будущее ты сеешь, но голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое.
 
и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих:

Но Бог дает ему тело, какое Он захотел дать, и каждому семени — свое тело.
 
Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело.

Не всякая плоть — та же плоть, но одна — у людей, другая плоть — у скотов, другая плоть — у птиц, другая — у рыб.
 
Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам.

И есть тела небесные, и есть тела земные, но иная слава небесных, иная слава земных.
 
И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным:

Одна слава солнца, и другая слава луны, и другая слава звёзд; и звезда от звезды отличается славой.
 
ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе.

Так и воскресение мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
 
Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении:

сеется в бесчестии, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе.
 
сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе:

Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Если есть тело душевное, есть и духовное.
 
сеется тело душевное, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное.

Так и написано: стал первый человек, Адам, душою живою; последний Адам — духом животворящим.
 
Тако и писано есть: бысть первый человек адам в душу живу, последний адам в дух животворящь.

Но не духовное прежде, а душевное, затем духовное.
 
Но не прежде духовное, но душевное, потом же духовное.

Первый человек — от земли из праха; второй Человек — с неба.
 
Первый человек от земли, перстен: вторый Человек Господь с небесе.

Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха, и каков Небесный, таковы и небесные;
 
Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии:

и как мы носили образ того, кто из праха, так и будем носить и образ Небесного.
 
и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго.

Но то говорю вам, братья, что плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут, и тление нетления не наследует.
 
Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует.

Вот я говорю вам тайну: все мы не умрём, но будем все изменены,
 
Се, тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит она, и мёртвые будут воздвигнуты нетленными, и мы будем изменены.
 
вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся:

Ибо надо, чтобы это тленное естество облеклось в нетление, и это смертное естество облеклось в бессмертие.
 
подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие.

Когда же это тленное естество облечётся в нетление, и это смертное естество облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
 
Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою.

Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?
 
Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?

Жало же смерти — грех, а сила греха — Закон.
 
Жало же смерти грех: сила же греха закон.

Но Богу — благодарение, дающему нам победу Господом нашим Иисусом Христом.
 
Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом.

Итак, братья возлюбленные, твёрдыми будьте, непоколебимыми, всегда преизобилующими в деле Господа, зная, что труд ваш не тщетен в Господе.
 
Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.