1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Елизаветинская на русском

 
 

Напоминаю вам, братья, о Евангелии, которое я возвестил вам, а вы приняли и укрепились в нем.
 
Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите,

От него к вам и приходит спасение, если держитесь моей Благой Вести, если не зря уверовали.
 
имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам, аще содержите: разве аще не всуе веровасте.

Прежде всего, я передал вам то, что и сам принял: Христос умер за наши грехи по Писаниям,
 
Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием,

был погребен и воскрес в третий день по Писаниям,
 
и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием,

явился Кифе, а затем и всем двенадцати апостолам,
 
и яко явися кифе, таже единонадесятим:

а потом явился более чем пятистам братьям сразу. Большинство из них и поныне остаются с нами, а некоторые скончались.
 
потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша:

Потом Он явился Иакову, затем и всем апостолам.
 
потом же явися иакову, таже апостолом всем:

А после всех явился и мне, недостойному последышу.
 
последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне.

Я ведь самый меньший из апостолов и не достоин даже называться апостолом, поскольку преследовал Церковь Божью.
 
Аз бо есмь мний апостолов, иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию.

Но благодать Божья сделала меня тем, кто я теперь, и Его благодать действовала во мне: я потрудился более всех остальных, впрочем, не сам я, но благодать Божья со мной.
 
Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною.

Но кто бы ни проповедовал так — я или они, — именно так вы и уверовали.
 
Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.

И если звучит весть о воскресении Христа из мертвых, как же некоторые из вас говорят, что мертвые не воскресают?
 
Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть?

Ведь если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес,
 
И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста:

а если Христос не воскрес, напрасна тогда наша проповедь, напрасна и вера ваша.
 
аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша.

И окажется, что мы принесли ложное свидетельство о Боге: мы засвидетельствовали, что Бог воскресил Христа, а ведь Он Его не воскрешал, если мертвые не воскресают.
 
Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают:

Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес!
 
аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста:

Если же Христос не воскрес, ни к чему ваша вера, вы всё еще во грехах своих,
 
аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших:

да и те, кто скончались с верой во Христа, погибли.
 
убо и умершии о Христе, погибоша.

И если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы самыми несчастными из людей!
 
(И) аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы.

Но Христос воскрес из мертвых — первенец из всех почивших!
 
Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть.

Через одного человека пришла смерть, и воскресение мертвых — через другого человека:
 
Понеже бо человеком смерть (бысть), и Человеком воскресение мертвых.

как Адам, все умирают, как Христос, все оживут.
 
Якоже бо о адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут,

Каждый на своем месте: первенец — Христос, а когда Он придет — те, кто со Христом.
 
кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии его.

Затем настанет конец этому миру, когда Христос передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу.
 
Таже кончина, егда предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу:

Ему предстоит царствовать, «пока не повергнет врагов к ногам Своим»,
 
подобает бо ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима.

и последний враг, который будет уничтожен — это смерть.
 
Последний же враг испразднится смерть,

Ведь Бог «всё покорил Ему под ноги», и если сказано «всё покорил» — ясно, что Сам Покоритель подчинен не был.
 
вся бо покори под нозе его: внегда же рещи, яко вся покорена суть ему, яве, яко разве покоршаго ему вся.

И когда Бог всё подчинит Своему Сыну, тогда и Сам Сын покорится Богу, Который отдал под Его начало весь мир. И так Бог станет всем и во всех.
 
Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех.

И что же тогда делают те, кто крестится за мертвых? Если мертвые вообще не воскресают, зачем и креститься за них?
 
Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради?

А мы зачем постоянно терпим опасности?
 
Почто (же) и мы беды приемлем на всяк час?

Я ежедневно умираю — клянусь моей гордостью за вас, братья, ведь я могу вами похвалиться во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
По вся дни умираю: тако ми ваша похвала, братие, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем.

Если в Эфесе я сражался со зверями ради человеческой выгоды — в чем тут она для меня? Если мертвые не воскресают, что остается? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем».
 
Аще (бо) по человеку со зверем боряхся в ефесе, кая ми польза, аще мертвии не востают? Да ямы и пием, утре бо умрем.

Но не обманывайтесь: «речи дурные портят добрые нравы».
 
Не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы.

Мыслите по-настоящему трезво и не грешите, а то ведь некоторым Бог неведом — говорю это, чтобы вас пристыдить.
 
Истрезвитеся праведно и не согрешайте: неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю.

Но кто-нибудь спросит: как же мертвые воскресают? В каком теле они вернутся к жизни?
 
Но речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут?

Неразумный! Семя, которое ты бросаешь в почву, не оживет, если не умрет.
 
Безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет:

И при посеве ты бросаешь в землю не то, что вырастет, а лишь голое семечко, пшеничное или какое еще может там оказаться.
 
и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих:

А Бог придаст растению такое тело, какое пожелал — свое растение из каждого семени.
 
Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело.

И тела у разных живых существ различны: одни у людей, другие у зверей, третьи у птиц, четвертые у рыб.
 
Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам.

Так бывают тела небесные и тела земные, и своя слава у небесных, и у земных своя.
 
И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным:

Своя слава у солнца, своя слава у луны и своя слава у звезд, и звезда от звезды отличается славой.
 
ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе.

Так и с воскресением мертвых: сеется тело умирающее, вырастает тело бессмертное;
 
Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении:

сеется униженное, вырастает славное; сеется слабое, вырастает могучее;
 
сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе:

сеется тело душевное, вырастает тело духовное. Ведь если есть тело душевное, то есть и духовное.
 
сеется тело душевное, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное.

Так и написано: «стал первый человек, Адам, душой живой», а Христос как Последний Адам стал духом животворящим.
 
Тако и писано есть: бысть первый человек адам в душу живу, последний адам в дух животворящь.

Но первым возникло не духовное тело, а душевное, духовное уже потом.
 
Но не прежде духовное, но душевное, потом же духовное.

Первый человек взят от земли, он из праха, а другой человек, Христос, сошел с неба.
 
Первый человек от земли, перстен: вторый Человек Господь с небесе.

Каков земной, таковы и земные, каков небесный — таковы и небесные,
 
Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии:

и как мы носили образ земного, так будем носить и образ небесного.
 
и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго.

Вот что скажу вам, братья: плоть и кровь не способны получить долю в Царстве Божием, и не смертное тело обретет бессмертие.
 
Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует.

Открою вам тайну: не все мы скончаемся, но все мы изменимся
 
Се, тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

в один миг, во мгновение ока в конце времен под звук трубы: она затрубит, и мертвые воскреснут в нетленных телах, а наши тела изменятся.
 
вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся:

Нынешнему тленному телу предстоит стать нетленным, смертному — стать бессмертным.
 
подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие.

И когда нынешнее тленное тело станет нетленным, и смертное станет бессмертным, тогда сбудется написанное слово: «Смерть поглощена победой!»
 
Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою.

«Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?»
 
Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?

Жало смерти — это грех, а грех берет силу от закона.
 
Жало же смерти грех: сила же греха закон.

Благодарение Богу, эта победа для нас добыта Господом нашим Иисусом Христом!
 
Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом.

Так что, братья мои возлюбленные, стойте твердо, непоколебимо, умножайте постоянно ваши труды ради Господа и знайте, что ваши старания Господь не оставит без награды.
 
Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.