1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Синода́льный перево́д

 
 

Напоминаю вам, братья, о Евангелии, которое я возвестил вам, а вы приняли и укрепились в нем.
 
Напомина́ю вам, бра́тия, Ева́нгелие, кото́рое я благовествова́л вам, кото́рое вы и при́няли, в кото́ром и утверди́лись,

От него к вам и приходит спасение, если держитесь моей Благой Вести, если не зря уверовали.
 
кото́рым и спаса́етесь, е́сли препо́данное уде́рживаете так, как я благовествова́л вам, е́сли то́лько не тще́тно уве́ровали.

Прежде всего, я передал вам то, что и сам принял: Христос умер за наши грехи по Писаниям,
 
И́бо я первонача́льно препода́л вам, что и сам при́нял, то́ есть, что Христо́с у́мер за грехи́ на́ши, по Писа́нию,

был погребен и воскрес в третий день по Писаниям,
 
и что Он погребён был, и что воскре́с в тре́тий день, по Писа́нию,

явился Кифе, а затем и всем двенадцати апостолам,
 
и что яви́лся Ки́фе, пото́м двена́дцати;

а потом явился более чем пятистам братьям сразу. Большинство из них и поныне остаются с нами, а некоторые скончались.
 
пото́м яви́лся бо́лее не́жели пятиста́м бра́тий в одно́ вре́мя, из кото́рых бо́льшая часть доны́не в живы́х, а не́которые и почи́ли;

Потом Он явился Иакову, затем и всем апостолам.
 
пото́м яви́лся Иа́кову, та́кже всем Апо́столам;

А после всех явился и мне, недостойному последышу.
 
а по́сле всех яви́лся и мне, как не́коему и́звергу.

Я ведь самый меньший из апостолов и не достоин даже называться апостолом, поскольку преследовал Церковь Божью.
 
И́бо я наиме́ньший из Апо́столов, и недосто́ин называ́ться Апо́столом, потому́ что гнал це́рковь Бо́жию.

Но благодать Божья сделала меня тем, кто я теперь, и Его благодать действовала во мне: я потрудился более всех остальных, впрочем, не сам я, но благодать Божья со мной.
 
Но благода́тию Бо́жиею есмь то, что есмь; и благода́ть Его́ во мне не была́ тще́тна, но я бо́лее всех их потруди́лся: не я́, впро́чем, а благода́ть Бо́жия, кото́рая со мно́ю.

Но кто бы ни проповедовал так — я или они, — именно так вы и уверовали.
 
Ита́к, я ли, они́ ли, мы так пропове́дуем, и вы так уве́ровали.

И если звучит весть о воскресении Христа из мертвых, как же некоторые из вас говорят, что мертвые не воскресают?
 
Е́сли же о Христе́ пропове́дуется, что Он воскре́с из мёртвых, то как не́которые из вас говоря́т, что нет воскресе́ния мёртвых?

Ведь если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес,
 
Е́сли нет воскресе́ния мёртвых, то и Христо́с не воскре́с;

а если Христос не воскрес, напрасна тогда наша проповедь, напрасна и вера ваша.
 
а е́сли Христо́с не воскре́с, то и про́поведь на́ша тще́тна, тще́тна и ве́ра ва́ша.

И окажется, что мы принесли ложное свидетельство о Боге: мы засвидетельствовали, что Бог воскресил Христа, а ведь Он Его не воскрешал, если мертвые не воскресают.
 
Прито́м мы оказа́лись бы и лжесвиде́телями о Бо́ге, потому́ что свиде́тельствовали бы о Бо́ге, что Он воскреси́л Христа́, Кото́рого Он не воскреша́л, е́сли, то́ есть, мёртвые не воскреса́ют;

Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес!
 
и́бо е́сли мёртвые не воскреса́ют, то и Христо́с не воскре́с.

Если же Христос не воскрес, ни к чему ваша вера, вы всё еще во грехах своих,
 
А е́сли Христо́с не воскре́с, то ве́ра ва́ша тще́тна: вы ещё во греха́х ва́ших.

да и те, кто скончались с верой во Христа, погибли.
 
Поэ́тому и уме́ршие во Христе́ поги́бли.

И если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы самыми несчастными из людей!
 
И е́сли мы в э́той то́лько жи́зни наде́емся на Христа́, то мы несча́стнее всех челове́ков.

Но Христос воскрес из мертвых — первенец из всех почивших!
 
Но Христо́с воскре́с из мёртвых, пе́рвенец из уме́рших.

Через одного человека пришла смерть, и воскресение мертвых — через другого человека:
 
И́бо, как смерть че́рез челове́ка, так че́рез челове́ка и воскресе́ние мёртвых.

как Адам, все умирают, как Христос, все оживут.
 
Как в Ада́ме все умира́ют, так во Христе́ все оживу́т,

Каждый на своем месте: первенец — Христос, а когда Он придет — те, кто со Христом.
 
ка́ждый в своём поря́дке: пе́рвенец Христо́с, пото́м Христо́вы, в прише́ствие Его́.

Затем настанет конец этому миру, когда Христос передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу.
 
А зате́м коне́ц, когда́ Он преда́ст Ца́рство Бо́гу и Отцу́, когда́ упраздни́т вся́кое нача́льство и вся́кую власть и си́лу.

Ему предстоит царствовать, «пока не повергнет врагов к ногам Своим»,
 
И́бо Ему́ надлежи́т ца́рствовать, доко́ле низло́жит всех враго́в под но́ги Свои́.

и последний враг, который будет уничтожен — это смерть.
 
После́дний же враг истреби́тся — смерть,

Ведь Бог «всё покорил Ему под ноги», и если сказано «всё покорил» — ясно, что Сам Покоритель подчинен не был.
 
потому́ что всё покори́л под но́ги Его́. Когда́ же ска́зано, что Ему́ всё покорено́, то я́сно, что кро́ме Того́, Кото́рый покори́л Ему́ всё.

И когда Бог всё подчинит Своему Сыну, тогда и Сам Сын покорится Богу, Который отдал под Его начало весь мир. И так Бог станет всем и во всех.
 
Когда́ же всё покори́т Ему́, тогда́ и Сам Сын покори́тся Покори́вшему всё Ему́, да бу́дет Бог всё во всём.

И что же тогда делают те, кто крестится за мертвых? Если мертвые вообще не воскресают, зачем и креститься за них?
 
Ина́че, что де́лают крестя́щиеся для мёртвых? Е́сли мёртвые совсе́м не воскреса́ют, то для чего́ и кре́стятся для мёртвых?

А мы зачем постоянно терпим опасности?
 
Для чего́ и мы ежеча́сно подверга́емся бе́дствиям?

Я ежедневно умираю — клянусь моей гордостью за вас, братья, ведь я могу вами похвалиться во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
Я ка́ждый день умира́ю: свиде́тельствуюсь в том похвало́ю ва́шею, бра́тия, кото́рую я име́ю во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Если в Эфесе я сражался со зверями ради человеческой выгоды — в чем тут она для меня? Если мертвые не воскресают, что остается? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем».
 
По рассужде́нию челове́ческому, когда́ я боро́лся со зверя́ми в Ефе́се, кака́я мне по́льза, е́сли мёртвые не воскреса́ют? Ста́нем есть и пить, и́бо за́втра умрём!

Но не обманывайтесь: «речи дурные портят добрые нравы».
 
Не обма́нывайтесь: худы́е соо́бщества развраща́ют до́брые нра́вы.

Мыслите по-настоящему трезво и не грешите, а то ведь некоторым Бог неведом — говорю это, чтобы вас пристыдить.
 
Отрезви́тесь, как должно́, и не греши́те; и́бо, к стыду́ ва́шему скажу́, не́которые из вас не зна́ют Бо́га.

Но кто-нибудь спросит: как же мертвые воскресают? В каком теле они вернутся к жизни?
 
Но ска́жет кто-нибу́дь: «как воскре́снут мёртвые? и в како́м те́ле приду́т?»

Неразумный! Семя, которое ты бросаешь в почву, не оживет, если не умрет.
 
Безрассу́дный! то, что ты се́ешь, не оживёт, е́сли не умрёт.

И при посеве ты бросаешь в землю не то, что вырастет, а лишь голое семечко, пшеничное или какое еще может там оказаться.
 
И когда́ ты се́ешь, то се́ешь не те́ло бу́дущее, а го́лое зерно́, како́е случи́тся, пшени́чное и́ли друго́е како́е;

А Бог придаст растению такое тело, какое пожелал — свое растение из каждого семени.
 
но Бог даёт ему́ те́ло, как хо́чет, и ка́ждому се́мени своё те́ло.

И тела у разных живых существ различны: одни у людей, другие у зверей, третьи у птиц, четвертые у рыб.
 
Не вся́кая плоть така́я же плоть; но ина́я плоть у челове́ков, ина́я плоть у ското́в, ина́я у рыб, ина́я у птиц.

Так бывают тела небесные и тела земные, и своя слава у небесных, и у земных своя.
 
Есть тела́ небе́сные и тела́ земны́е; но ина́я сла́ва небе́сных, ина́я земны́х.

Своя слава у солнца, своя слава у луны и своя слава у звезд, и звезда от звезды отличается славой.
 
Ина́я сла́ва со́лнца, ина́я сла́ва луны́, ина́я звёзд; и звезда́ от звезды́ ра́знится в сла́ве.

Так и с воскресением мертвых: сеется тело умирающее, вырастает тело бессмертное;
 
Так и при воскресе́нии мёртвых: се́ется в тле́нии, восстаёт в нетле́нии;

сеется униженное, вырастает славное; сеется слабое, вырастает могучее;
 
се́ется в уничиже́нии, восстаёт в сла́ве; се́ется в не́мощи, восстаёт в си́ле;

сеется тело душевное, вырастает тело духовное. Ведь если есть тело душевное, то есть и духовное.
 
се́ется те́ло душе́вное, восстаёт те́ло духо́вное. Есть те́ло душе́вное, есть те́ло и духо́вное.

Так и написано: «стал первый человек, Адам, душой живой», а Христос как Последний Адам стал духом животворящим.
 
Так и напи́сано: «пе́рвый челове́к Ада́м стал душо́ю живу́щею»; а после́дний Ада́м есть дух животворя́щий.

Но первым возникло не духовное тело, а душевное, духовное уже потом.
 
Но не духо́вное пре́жде, а душе́вное, пото́м духо́вное.

Первый человек взят от земли, он из праха, а другой человек, Христос, сошел с неба.
 
Пе́рвый челове́к — из земли́, пе́рстный; второ́й челове́к — Госпо́дь с не́ба.

Каков земной, таковы и земные, каков небесный — таковы и небесные,
 
Како́в пе́рстный, таковы́ и пе́рстные; и како́в небе́сный, таковы́ и небе́сные.

и как мы носили образ земного, так будем носить и образ небесного.
 
И как мы носи́ли о́браз пе́рстного, бу́дем носи́ть и о́браз небе́сного.

Вот что скажу вам, братья: плоть и кровь не способны получить долю в Царстве Божием, и не смертное тело обретет бессмертие.
 
Но то скажу́ вам, бра́тия, что плоть и кровь не мо́гут насле́довать Ца́рствия Бо́жия, и тле́ние не насле́дует нетле́ния.

Открою вам тайну: не все мы скончаемся, но все мы изменимся
 
Говорю́ вам та́йну: не все мы умрём, но все изме́нимся

в один миг, во мгновение ока в конце времен под звук трубы: она затрубит, и мертвые воскреснут в нетленных телах, а наши тела изменятся.
 
вдруг, во мгнове́ние ока́, при после́дней трубе́; и́бо воструби́т, и мёртвые воскре́снут нетле́нными, а мы изме́нимся.

Нынешнему тленному телу предстоит стать нетленным, смертному — стать бессмертным.
 
И́бо тле́нному сему́ надлежи́т обле́чься в нетле́ние, и сме́ртному сему́ обле́чься в бессме́ртие.

И когда нынешнее тленное тело станет нетленным, и смертное станет бессмертным, тогда сбудется написанное слово: «Смерть поглощена победой!»
 
Когда́ же тле́нное сие́ облечётся в нетле́ние и сме́ртное сие́ облечётся в бессме́ртие, тогда́ сбу́дется сло́во напи́санное: «поглощена́ смерть побе́дою».

«Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?»
 
«Смерть! где твоё жа́ло? ад! где твоя́ побе́да?»

Жало смерти — это грех, а грех берет силу от закона.
 
Жа́ло же сме́рти — грех; а си́ла греха́ — зако́н.

Благодарение Богу, эта победа для нас добыта Господом нашим Иисусом Христом!
 
Благодаре́ние Бо́гу, дарова́вшему нам побе́ду Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м!

Так что, братья мои возлюбленные, стойте твердо, непоколебимо, умножайте постоянно ваши труды ради Господа и знайте, что ваши старания Господь не оставит без награды.
 
Ита́к, бра́тия мои́ возлю́бленные, бу́дьте тверды́, непоколеби́мы, всегда́ преуспева́йте в де́ле Госпо́днем, зна́я, что труд ваш не тще́тен пред Го́сподом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.