По Иоанну 5 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

После того снова ходил Иисус на один из иудейских праздников в Иерусалим.
 
Наступал иудейский праздник, и Иисус отправился в Иерусалим.

Там у Овечьих ворот есть водоем (по-еврейски он называется Вифезда)1 с пятью галереями.
 
В Иерусалиме у Овечьих ворот есть купальня, по-еврейски она называется Бетесда и в ней есть пять галерей.

В них лежало множество больных: слепых, хромых, параличных.
 
В них лежало множество больных: слепых, хромых, парализованных.

[отсутствует]2
 
Временами ангел Господень сходил в купальню и вызывал волнение воды, и вот первый, кто входил в воду сразу после волнения, исцелялся, чем бы ни был прежде болен.

Был там человек, болевший уже тридцать восемь лет.
 
И вот был человек, который провел там в болезни уже тридцать восемь лет,

Иисус увидел его среди лежащих и, узнав, как давно тот болеет, спросил у него: «Хочешь ли выздороветь?»
 
и Иисус его увидел. Он знал, что этот лежачий больной находится там уже долго. И вот Он его спрашивает:— Хочешь выздороветь?

«Господин мой, — ответил Ему больной, — нет у меня никого, кто помог бы мне войти в воду, когда приходит она в движение. Когда же сам я силюсь сделать это, туда успевает всякий раз еще до меня погрузиться кто-то другой».
 
Больной Ему ответил:— Господин, нет у меня помощника, который бы спустил меня в купальню, когда волнуется вода. А пока я туда доберусь, кто-то уже спустится прежде меня.

Иисус сказал ему на это: «Встань, возьми циновку свою и ходи!»
 
Говорит ему Иисус:— Вставай, бери свою постель и иди.

И тотчас выздоровел человек этот, он взял циновку свою и стал ходить. Всё это было в субботу,
 
Этот человек сразу же выздоровел, взял свою постель и пошел. Тот день был субботой, и

поэтому ревностные законники из иудеев стали нападать на исцеленного: « Сегодня суббота, ты не должен нести свою циновку».
 
иудеи стали говорить исцеленному:— Сегодня суббота! Ты не должен носить постель.

Но он отвечал им: «Человек, Который исцелил меня, это Он сказал мне: „Возьми свою циновку и ходи“».
 
Тот им ответил:— Кто сделал меня здоровым, Тот мне и сказал: «Бери свою постель и иди».

«Кто Он, Этот Человек, что сказал тебе такое?» — спросили они его.
 
Они его спросили:— Это кто же тебе сказал: «Бери и иди»?

Но исцеленный не знал, Кто это был, потому что Иисус сразу скрылся в толпе, которая собралась там.
 
А человек, который был исцелен, и сам Его не знал; Иисус уже растворился в толпе, что была вокруг.

Потом Иисус нашел того человека в Храме и сказал ему: «Теперь ты здоров, но не греши больше, чтобы не было тебе еще хуже!»
 
Но затем Иисус нашел его в храме и сказал ему:— Теперь ты здоров. Смотри, больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего похуже.

Исцеленный пошел и объявил иудейским властям, что здоровым сделал его Иисус.
 
Тот человек отправился к иудеям и рассказал им, что исцелил его именно Иисус.

И начали иудейские власти преследовать Иисуса3 потому, что Он делал такие дела в субботу.
 
Иудеи стали преследовать Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.

На это отвечал им [Иисус]:4 «Отец Мой никогда не перестает творить добро, так делаю и Я».5
 
Иисус им отвечал:— Отец Мой никогда не оставляет усилий, и Я тоже.

Еще более тогда утвердились в своем намерении убить Его иудейские власти, теперь уже не только за нарушение субботы, но и за то, что, называя Бога Своим Отцом, Он Себя Самого ставил наравне с Богом.
 
Теперь иудеи еще больше стремились Его убить, ведь Он не только нарушил правила субботы, но и называл Своим Отцом Бога и так равнял Себя с Богом.

Иисус же говорил им: «Воистину, ничего не сделает Сын от Себя, пока не увидит, что и Отец это делает. Что делает Отец, то делает и Сын.
 
В ответ Иисус говорил им так:— Аминь, аминь говорю вам: Сын Сам по себе ничего не может сделать, если только не увидит, как это делает Отец — что Он сделает, точно так же станет делать и Сын.

Ведь Отец любит Сына и показывает ему всё, что делает Сам, и еще большие покажет Он Ему дела, так что изумитесь вы.
 
Ведь Отец любит Сына и показывает Ему всё, что делает Сам, и покажет дела еще больше тех дел, к вашему удивлению.

Ведь как Отец пробуждает мертвых и возвращает им жизнь, так и Сын дарует жизнь, кому хочет.
 
Как Отец воскрешает мертвых, возвращает их к жизни, точно так же хочет возвращать к жизни и Сын.

Никого и не судит Отец — Сыну передал Он весь суд,
 
Отец никого уже и не судит, но весь суд передал Сыну,

чтобы чтили все Сына, как чтят Отца. Кто Сына не чтит, не чтит и Отца, Который послал Его.
 
чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. А кто не чтит Сына, не чтит и Отца, Который Его послал.

Воистину, кто внемлет слову Моему и верит Тому, Кто послал Меня, тот обрел уже вечную жизнь. Не стоять ему перед Судом:6 перешел он от смерти к жизни.
 
Аминь, аминь говорю вам: кто послушен Моему слову и верен Тому, Кто Меня послал, тот обрел вечную жизнь и не подлежит суду — он перешел от смерти к жизни.

Верьте Мне, наступает время,7 — и уже настало оно, — когда услышат мертвые голос Сына Божия, и те, которые услышат Его, будут жить.
 
Аминь, аминь говорю вам, что настает час и уже настал, когда мертвые услышат голос Сына Божьего, а услышав — оживут.

Как Отец никому не обязан жизнью Своей — в Нем Самом она, так и Сын в Самом Себе жизнь несет — даровано то Отцом Ему.
 
Отец содержит в Себе жизнь, и точно так же Он наделил Сына даром содержать в Себе жизнь.

И право судить дано Ему как Сыну Человеческому.
 
Отец дал Ему право совешать суд, потому что Он — Человеческий Сын.

Да не удивит вас всё это! Близко время, когда услышат все мертвые8 голос Его.
 
Не удивляйтесь этому, ведь настает час, когда все, кто в могилах, услышат Его голос.

Тогда те, кто добрые вершил дела, для жизни восстанут, а те, которые творили зло, — для Суда.9
 
И те, кто творил добро, поднимутся для жизни, а те, кто творил зло, поднимутся для суда.

Сам по Себе ничего не могу совершить Я. Если же сужу Я, то так только, как от Отца о том слышу;10 потому Суд Мой — Суд праведный, ибо не Свою волю стремлюсь исполнить, а волю Пославшего Меня.
 
Сам по себе я не могу ничего делать. Я творю суд лишь потому, что послушен, и суд Мой праведен, ведь Я стремлюсь исполнить не Свою волю, но волю Того, Кто Меня послал.

Если бы никто, кроме Меня Самого, не свидетельствовал обо Мне, не имело бы силы то, что Я говорю о Себе.11
 
Если лишь Я Сам свидетельствую о Себе, такое свидетельство не истинно.

Но обо Мне Другой свидетельствует, и Я знаю, что всякое Его слово обо Мне — истинно.12
 
Но обо Мне свидетельствует другой, и Я знаю, что свидетельство, которое он приносит обо Мне, истинно.

Вы посылали к Иоанну, и он тоже подтвердил эту истину.
 
Вы же сами отправляли посланцев к Иоанну, и он дал истинное свидетельство.

Говорю это не потому, что нуждаюсь в свидетельстве людей, ради вашего спасения говорю.
 
Впрочем, свидетельство от человека Мне и не нужно, но Я это говорю ради вашего спасения.

Иоанн был светильником ярко горящим, и какое-то время вы были готовы радоваться во свете его.
 
Иоанн был светильником, что горит и сияет, и вы захотели хоть недолго порадоваться при его свете.

Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн: дела, порученные Мне Отцом для завершения, сами эти дела, которые совершаю Я, — они свидетельствуют, что послан Я Отцом.
 
Есть у Меня свидетельство важнее Иоаннова: дела, которые мне доверил совершить Отец, те самые дела, которые Я творю, они свидетельствуют, что Меня послал Отец.

И Отец, Меня пославший, уже засвидетельствовал обо Мне. Но вы ни голоса Его никогда не слышали, ни образа Его не видели,
 
Отец, Который Меня послал — Он и дал свидетельство обо Мне. Но вы никогда не слышали Его голоса и не видели Его образа.

и слово Его не пребывает в вас, потому что не верите вы Тому, Кого Он послал.
 
Не обитает внутри вас Его слово, потому что вы не поверили в Того, Кого Он послал.

Вы усердно изучаете13 Писания, думая найти в них дорогу к вечной жизни. Но хоть свидетельствуют они обо Мне,
 
Вы изучаете Писания, ведь вы считаете, что они для вас — источник вечной жизни. А ведь они свидетельствуют обо Мне!

вы всё же не хотите прийти ко Мне, не хотите обрести истинную жизнь.
 
Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь.

Мне не нужно людское признание,
 
Людской славы Мне не нужно,

да и вас Я хорошо знаю: нет у вас настоящей любви к Богу!
 
но вас я знаю: любви к Богу у вас нет.

Я во имя Отца Моего пришел,14 и вы не принимаете Меня! А приди к вам другой кто-нибудь от своего к тому же имени, его бы вы приняли.
 
Я пришел во имя Своего Отца, а вы Меня не принимаете. А если кто придет от собственного имени, того вы примете.

Поверите ли вы, если жаждете похвалы друг от друга и ничуть не заботитесь о похвале от Бога единого?
 
Как же вы можете поверить, когда вы принимаете похвалы друг от друга, а похвалу от Единого Бога получить не стремитесь?

Не думайте, будто Я стану обвинять вас перед Отцом. Вы возложили свои надежды на Моисея, он вам и судья.15
 
Не думайте, что это Я обвиню вас перед Отцом! Есть у вас обвинитель: это Моисей, на которого вы так надеялись.

Если бы действительно верили вы Моисею, поверили бы и Мне: он обо Мне писал.
 
Если бы верили Моисею, поверили бы и Мне, ведь он писал обо Мне.

Если же не верите тому, что Моисей написал, как Моим словам поверите?»
 
Раз вы не верите тому, что написал он, как же вы поверите Моим словам?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В некот. рукописях: Бетзата/Бетсаида. «Вифезда» (греч.: Бетесда) переводится как «дом милости».
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: ожидающих движения воды. 4 Ибо ангел Господень время от времени сходил в пруд/водоем и приводил воду в движение. Первый, кто входил в воду, когда она приходила в движение, выздоравливал, какою бы ни был болен болезнью.
16  [3] — Некот. рукописи добавляют: и искали убить Его.
17  [4] — В некот. рукописях: Господь.
17  [5] — Букв.: Отец Мой доныне действует/трудится, и Я действую/тружусь.
24  [6] — Букв.: и на Суд не приходит.
25  [7] — Или: час; то же и в ст.28.
28  [8] — Букв.: кто в гробах.
29  [9] — Букв.: и выйдут сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
30  [10] — Букв.: как слышу, (так) сужу.
31  [11] — Букв.: если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
32  [12] — Букв.: истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне.
39  [13] — Или: прилежно изучайте.
43  [14] — В знач. пришел как откровение.
45  [15] — Букв.: обвинитель.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.