По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Еврейский Новый Завет

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот же день Иисус вышел из дома и сел у озера;

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
но вокруг него собралось так много людей, что он вошёл в лодку и сел там, а народ стоял на берегу.

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
Он о многом рассказывал им в притчах: "Вышел земледелец сеять.

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
И когда он сеял, некоторые семена упали у дороги; прилетели птицы и поклевали их.

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
Другие упали на каменистый участок земли, где было мало почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубока,

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
когда же встало солнце, молодые растения опалились; и не имея глубоких корней, засохли.

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
Другие семена упали среди колючек, которые выросли и заглушили растения.

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
Но остальные упали в плодородную почву и произвели зерно в сто, в шестьдесят или в тридцать раз больше того, что было посеяно.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
Те, у кого есть уши, да услышат!"

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
Затем подошли ученики и спросили Иисуса: "Почему ты разговариваешь с ними притчами?"

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он ответил: "Потому что вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано.

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Всякому имеющему что-либо, будет дано больше, так что у него будет много; но у того, кто ничего не имеет, отнимут даже то, что у него есть.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Вот почему я говорю с ними притчами: они смотрят, не видя, и слушают, не слыша и не понимая.

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
То есть в них исполняется пророчество Исайи, в котором сказано: 'Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но не увидите,

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
потому что сердце этого народа огрубело — ушами едва слышат, глаза закрыли, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, не понять сердцем и не возвратиться ко Мне, чтобы Я исцелил их'.

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
Но благословенны ваши глаза, потому что видят, и ваши уши, потому что слышат!

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
Да, в самом деле! Говорю вам, что не один пророк и не один праведник страстно желали увидеть то, что вы видите, но не видели этого, и слышать то, что слышите вы, но не слышали.

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
Теперь послушайте, что означает притча о земледельце.

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
Всякий, кто слышит весть о Царстве, но не понимает её, подобен семени, посаженному вдоль дороги — приходит Злой и забирает посеянное в его сердце.

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
Семя, посаженное на каменистой почве подобно человеку, который слышит весть и тут же радостно принимает её,

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
но в нём нет корня. Поэтому он остаётся на время; но как только из-за этой вести возникают неприятности или гонения, сразу же оставляет её.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
Ну, а семена, посаженные среди колючек, означают того, кто слышит весть, но заботы этого мира и обманчивое очарование богатства заглушают эту весть в нём, так что она не приносит плода.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
Однако семя, посаженное на плодородной почве, — это тот, кто слышит весть и понимает её; такой человек обязательно принесёт плод, в сто, шестьдесят или тридцать раз больше того, что было посеяно".

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Иисус предложил им ещё одну притчу. "Царство Небес подобно человеку, посеявшему хорошие семена на поле;

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
но пока работники спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл.

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
Когда пшеница проросла и появились колосья, показались и сорняки.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
Слуги пришли к хозяину и сказали: 'Господин, ты ведь посеял на своём поле хорошие семена? Откуда же взялись сорняки?'

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
Он ответил: 'Это сделал враг'. Слуги спросили его: 'Хочешь, мы пойдём и выдернем их?'

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
Но он сказал: 'Нет, потому что если вы выдернете сорняки, то вместе с ними можете вырвать с корнем и пшеницу.

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
Пусть растут вместе до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам сорвать сначала сорняки и связать их в снопы, чтобы после сжечь, а пшеницу собрать в мой амбар'".

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Ещё одну притчу предложил им Иисус. "Царство Небес похоже на горчичное семя, которое человек берёт и сажает на своём поле.

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
Оно самое маленькое из всех семян, но когда вырастает, становится больше любого растения в саду, превращается в дерево, и птицы, летающие вокруг, прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
И он рассказал им ещё одну притчу. "Царство Небес похоже на дрожжи, которые женщина взяла и положила в три меры муки, а затем ждала, пока подойдёт тесто".

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Всё это Иисус рассказывал народу в притчах; по сути, всё, что он говорил им, было в притчах,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я отворю уста в притчах, Я скажу то, что было сокрыто от создания вселенной".

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Затем он оставил людей и вошёл в дом. Его ученики подошли к нему и сказали: "Объясни нам притчу о семенах в поле".

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
Он отвечал: "Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
поле — это мир. Хорошие семена — это люди, принадлежащие Царству; а сорняки — люди, принадлежащие Злому.

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
Враг, сажающий их, — это Противник, жатва — конец времён, а жнецы — ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
Подобно тому, как собирают сорняки и сжигают в огне, так будет и в конце времён.

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
Сын Человеческий пошлёт своих ангелов, и они соберут из Царства всё то, что заставляет людей грешить, и всех тех, кто отдалился от Пятикнижия;

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в горящую печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
Тогда праведники будут сиять, подобно солнцу, в Царстве своего Отца. Все те, у кого есть уши, да услышат!

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
Царство Небес похоже на спрятанное в поле сокровище. Человек нашёл его, перепрятал, затем с великой радостью пошёл и продал всё, что у него было, и купил то поле.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
Ещё Царство Небес подобно купцу, искавшему красивые жемчужины.

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
Найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
И ещё похоже Царство Небес на сети, заброшенные в озеро, в которые попалось много разной рыбы.

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
Когда сети наполнились, рыбаки вытащили их на берег, сели и собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет и в конце времён — ангелы пойдут и отделят злых людей от праведных и

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
бросят их в огненную печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
Поняли ли вы всё это?" "Да", — ответили они.

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
Он сказал им: "Поэтому каждый книжник, ставший учеником для Царства Небес, подобен хозяину дома, выносящему из своей сокровищницы как старое, так и новое".

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Когда Иисус закончил рассказывать притчи, он покинул то место

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
и направился в свой родной город. Там он учил в синагоге так, что поражались, спрашивая: "Откуда у него такая мудрость и способность творить чудеса?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Разве он не сын плотника? Разве не Мария его мать? Не его ли братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
А его сестры, разве они не среди нас? Так откуда у него всё это?"

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И они затаили обиду на него. Но Иисус сказал им: "Единственное место, где люди не уважают пророка, — это его родной город и его родной дом".

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
Он сотворил там мало чудес, так как им недоставало веры.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.