По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Некоторое время спустя случилось Иисусу проходить в субботний день засеянными полями. Ученики Его, проголодавшись, начали срывать колосья и есть зерна.
 
В то время иде Иисус в субботы сквозе сеяния: ученицы же его взалкаша и начаша востерзати класы и ясти.

Это увидели фарисеи и сказали Ему: «Смотри, ученики Твои делают то, что в субботу делать нельзя».
 
Фарисее же видевше реша ему: се, ученицы твои творят, егоже не достоит творити в субботу.

А Он их спросил: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и бывшие с ним проголодались?
 
Он же рече им: несте ли чли, что сотвори давид, егда взалка сам и сущии с ним?

Как вошел в Божий Дом он и ел тот хлеб, что кладут перед Богом, хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам?
 
како вниде в храм Божий и хлебы предложения снеде, ихже не достойно бе ему ясти, ни сущым с ним, токмо иереем единым?

Или вы не читали в Законе о том, что и сами священники по субботам нарушают в Храме субботу, но это в вину не вменяется им?
 
или несте чли в законе, яко в субботы священницы в церкви субботы сквернят и неповинни суть?

Но Я говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм!
 
глаголю же вам, яко церкве боле есть зде:

Если б вы понимали, что значат слова Писания: „Милосердия Я хочу, а не жертвы“,1 не осудили бы невиновных.
 
аще ли бысте ведали, что есть: милости хощу, а не жертвы, николиже убо бысте осуждали неповинных:

Ибо Сын Человеческий — Господин субботы».
 
господь бо есть и субботы Сын Человеческий.

Иисус оставил то место и пришел в синагогу их.
 
И прешед оттуду, прииде на сонмище их.

Там был человек с сухой рукой. Иисуса спросили, чтобы обвинить Его: «Можно ли исцелять в субботу?»
 
И се, человек бе ту, руку имый суху. И вопросиша его, глаголюще: аще достоит в субботы целити? да на него возглаголют.

Он ответил: «Если в субботу у кого-то из вас единственная овца упадет в яму, разве не вытащит он ее?
 
Он же рече им: кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и аще впадет сие в субботы в яму, не имет ли е и измет?

Человек не дороже ль овцы?! Стало быть, можно делать добро в субботу».
 
кольми убо лучши есть человек овчате? темже достоит в субботы добро творити.

Потом Он сказал тому человеку: «Протяни свою руку!» Тот протянул — и рука стала такой же здоровой, как и другая.
 
Тогда глагола человеку: простри руку твою. И простре: и утвердися цела яко другая.

Фарисеи же, выйдя из синагоги, стали решать, как расправиться им с Иисусом.
 
Фарисее же шедше совет сотвориша на него, како его погубят. Иисус же разумев отиде оттуду.

Иисусу стало известно об этом, и Он удалился оттуда, и многие последовали за Ним. Он исцелил всех больных,
 
И по нем идоша народи мнози, и изцели их всех:

но строго им наказал о Нем не говорить никому.
 
и запрети им, да не яве его творят:

Произошло это всё, чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю:
 
яко да сбудется реченное исаием пророком, глаголющим:

«Вот Слуга Мой, Которого Я избрал; возлюбленный Мой, радость души Моей; наделю Его Духом Моим, и возвестит Он справедливость2 народам.
 
се, отрок мой, егоже изволих, возлюбленный мой, наньже благоволи душа моя: положу Дух мой на нем, и суд языком возвестит:

Не будет ни спорить Он, ни кричать; и никто не услышит на улицах голос Его.
 
не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа его:

Он надломленного тростника не переломит и фитиля курящегося не угасит, пока не приведет справедливость к победе.
 
трости сокрушенны не преломит и лена внемшася не угасит, дондеже изведет в победу суд:

И на имя Его уповать будут народы».3
 
и на имя его языцы уповати имут.

В то время привели к Нему одержимого бесом; человек был слепым и немым. Иисус исцелил его, так что стал тот видеть и говорить.
 
Тогда приведоша к нему беснующася слепа и нема: и изцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати.

Весь народ пришел в изумление. «Уж не Сын ли Давидов Он?» — вопрошали иные.
 
И дивляхуся вси народи глаголюще: еда сей есть (Христос) Сын давидов?

Фарисеи же, услышав про это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского».
 
Фарисее же слышавше реша: сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князи бесовстем.

Зная помыслы их, Иисус сказал им: «Всякое царство, разделенное на враждующие между собой стороны, обратится в пустыню; и всякий город или дом, где живущие друг с другом не в ладу, не устоит.
 
Ведый же Иисус мысли их, рече им: всякое царство раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет.

И если сатана изгоняет сатану, то он сам с собою не в ладу. Как же устоит его царство?
 
И аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его?

И если Я изгоняю бесов силою Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши люди? Они-то и будут вам судьями.
 
И аще аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? сего ради тии вам будут судии.

Если же Духом Божьим изгоняю Я бесов, тогда Царство Божие пришло уже к вам.
 
Аще ли же аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие.

И еще: разве может кто проникнуть в дом сильного и похитить вещи его, если прежде не свяжет хозяина? Только после того он сможет разграбить его дом.
 
Или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит?

Вы же знайте: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает.

Потому говорю вам: всякий грех и хула любая людям простятся, но хула на Духа не простится.
 
Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком:

Если скажет кто слово против Сына Человеческого, простится ему, но кто скажет против Духа Святого, не простится ему ни в этом мире,4 ни в грядущем.
 
и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий.

Или вы признаёте5 хорошим дерево и хорошим же плод его, или плохим признаёте дерево и плохим его плод; по плодам узнаётся дерево.
 
Или сотворите древо добро и плод его добр: или сотворите древо зло и плод его зол: от плода бо древо познано будет.

Отродье змеиное! Как можете доброе говорить, будучи злыми?! Чем полнится сердце, о том и уста говорят.
 
Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще? От избытка бо сердца уста глаголют.

Добрый человек из хранимого им добра выносит доброе; а злой человек из зла, им хранимого, злое выносит.
 
Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая.

И Я говорю вам: в День Суда ответят люди за всякое праздное слово, что сказано ими.
 
глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный:

От слов твоих и зависит: будешь ли ты оправдан иль осужден».
 
от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися.

Иные из книжников и фарисеев, бывшие при этом, сказали Ему: «Учитель! Мы хотим, чтобы Ты явил нам знамение».
 
Тогда отвещаша нецыи от книжник и фарисей, глаголюще: учителю, хощем от тебе знамение видети.

Но он ответил им: «Нечестивое и безбожное6 поколение ищет знамения, но не будет ему дано иного, кроме знамения пророка Ионы.
 
Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение ионы пророка:

Ибо так же, как Иона пробыл во чреве огромной рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий пробудет в недрах земли три дня и три ночи.7
 
якоже бо бе иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы.

Во время Суда встанут с людьми нынешнего поколения и будут свидетельствовать против них жители Ниневии, ибо они покаялись, услышав проповедь Ионы. А здесь Тот, Кто больше, чем Иона.
 
Мужие ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию иониною: и се, боле ионы зде.

Во время Суда воскреснет с людьми этого поколения царица юга и будет свидетельствовать против них, ибо пришла она с другого конца земли послушать мудрого Соломона. А здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
 
Царица южская востанет на суд с родом сим и осудит и, яко прииде от конец земли слышати премудрость соломонову: и се, боле соломона зде.

Когда нечистый дух выходит из человека, то бродит он по безводным краям в поисках места покоя, но не находит его.
 
Егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ищя покоя, и не обретает:

И говорит тогда: „Вернусь в свой дом, оставленный мной“. Возвратившись же, находит его незанятым да еще подметенным и прибранным.
 
тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох. И пришед обрящет празден, пометен и украшен:

Идет он, и приводит с собой других семь духов, притом злейших, чем сам он, те входят и живут там, и в конце тому человеку приходится хуже, чем было вначале. То же самое произойдет с нечестивым8 нынешним поколением».
 
тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых. Тако будет и роду сему лукавому.

В то время, когда еще Иисус говорил с народом, мать и братья Его пришли и стояли поодаль, желая поговорить с Ним.
 
Еще же ему глаголющу к народом, се, Мати (его) и братия его стояху вне, ищуще глаголати ему.

[Кто-то сказал Ему: «Там, в стороне, мать и братья Твои стоят: они хотят поговорить с Тобою».]
 
Рече же некий ему: се, Мати твоя и братия твоя вне стоят, хотяще глаголати тебе.

«Кто Моя мать и кто братья Мои?» — ответил Иисус тому человеку.
 
Он же отвещав рече ко глаголющему ему: кто есть Мати моя, и кто суть братия моя?

И, рукой указав на Своих учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья Мои.
 
И простер руку свою на ученики своя, рече: се, Мати моя и братия моя:

Ибо кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и мать».
 
иже бо аще сотворит волю Отца моего, иже есть на небесех, той брат мой, и сестра, и Мати (ми) есть.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Ос 6:6.
18  [2] — Или: суд; то же в ст. 20.
21  [3] — Ис 42:1−4.
32  [4] — Или: веке.
33  [5] — Букв.: сделайте (в своем сознании).
39  [6] — Букв.: нарушающее супружескую верность/верность завету.
40  [7] — Иона 2:1.
45  [8] — Букв.: злым.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.