По Матфею 22 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

И вновь Иисус обратился к ним в притчах:
 
И отвещав Иисус, паки рече им в притчах, глаголя:

«Представление о Царстве Небесном может дать то, что произошло с одним царем, который устроил для сына своего свадебный пир.
 
уподобися Царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему

Он послал своих слуг собрать гостей, званных на пир, но те не захотели прийти.
 
и посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити.

Послал он других слуг, наказав им: „Скажите званым: вот, я приготовил обед мой. Быки мои и откормленный скот заколоты, всё готово. Приходите на свадебный пир!“
 
Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте званным: се, обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова: приидите на браки.

Но те опять оставили его слова без внимания. Иные из них разошлись: кто на поле свое, кто по торговым делам;
 
Они же небрегше отидоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя:

оставшиеся же схватили слуг его и, надругавшись, убили их.
 
прочии же емше рабов его, досадиша им и убиша их.

Разгневанный царь послал войска свои, приказав истребить тех убийц, а город их сжечь.
 
И слышав царь той разгневася, и послав воя своя, погуби убийцы оны и град их зажже.

А слугам своим потом сказал: „Свадебный пир готов, но гости, мной приглашенные, оказались его недостойны.
 
Тогда глагола рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойни:

Ступайте же на распутья1 и, кого найдете, зовите на свадебный пир“.
 
идите убо на исходища путий, и елицех аще обрящете, призовите на браки.

Слуги пошли по дорогам и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых. Зал наполнился наконец гостями.
 
И изшедше раби они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых: и исполнися брак возлежащих.

Но когда царь вошел посмотреть на собравшихся, он увидел там человека, одетого не в свадебную одежду,
 
Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное,

и спросил его: „Друг! Как случилось, что ты вошел сюда не в свадебной одежде?“ Тот молчал.
 
и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? Он же умолча.

Тогда царь велел слугам: „Свяжите ему руки и ноги и выбросите его вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
 
Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом:

Ибо много званых, но мало избранных».
 
мнози бо суть звани, мало же избранных.

Фарисеи ушли и сговорились о том, как им поймать Иисуса на слове.
 
Тогда шедше фарисее, совет восприяша, яко да обольстят его словом.

Они подослали к Нему учеников своих вместе со сторонниками Ирода. «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь, — сказали они, — и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.2
 
И посылают к нему ученики своя со иродианы, глаголюще: учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистинну учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком:

Так скажи нам, как Ты считаешь: позволительно платить налог кесарю или нет?»
 
рцы убо нам, что ти ся мнит? достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни?

Но Иисус, зная их умысел злой, сказал: «Зачем расставляете Мне сети, лицемеры?
 
Разумев же Иисус лукавство их, рече: что мя искушаете, лицемери?

Покажите монету, которой платят налог». Они подали Ему денарий.
 
покажите ми златицу кинсонную. Они же принесоша ему пенязь.

Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?»
 
И глагола им: чий образ сей и написание?

«Кесаря», — ответили они. «Так и отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу», — сказал Он им.
 
(И) глаголаша ему: кесарев. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови.

Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
 
И слышавше дивишася: и оставльше его отидоша.

В тот день подошли к Нему саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, и спросили Его:
 
В той день приступиша к нему саддукее, иже глаголют не быти воскресению, и вопросиша его,

«Учитель! Моисей сказал: „Если кто-нибудь умрет бездетным, то на вдове его должен жениться брат умершего и продолжить род брата своего“.3
 
глаголюще: учителю, моисей рече: аще кто умрет не имый чад, (да) поймет брат его жену его и воскресит семя брата своего:

Было же у нас семь братьев. И первый, женившись, скончался бездетным и оставил жену своему брату.
 
беша же в нас седмь братия: и первый оженься умре, и не имый семене, остави жену свою брату своему:

То же случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью.
 
такожде же и вторый, и третий, даже до седмаго:

А после всех умерла и та женщина.
 
последи же всех умре и жена:

В день, когда мертвые воскреснут, женой кому из этих семи она будет, ведь все они были ее мужьями?»
 
в воскресение убо, котораго от седмих будет жена? вси бо имеша ю.

Иисус же ответил им: «Заблуждаетесь вы, не зная Писания и силы Божией.
 
Отвещав же Иисус рече им: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия:

После воскресения уже не женятся, не выходят замуж, но живут, как ангелы в Небе.
 
в воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть:

А что до воскресения мертвых, то неужели вы не читали того, что Бог вам сказал:
 
о воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим:

Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова4? Он — не мертвых Бог, а живых».
 
аз есмь Бог авраамов, и Бог исааков, и Бог иаковль? несть Бог Бог мертвых, но (Бог) живых.

Услышав это, народ не переставал дивиться тому, как и чему Он учил.
 
И слышавше народи дивляхуся о учении его.

Тогда фарисеи, услышав, что вынудил Он замолчать саддукеев, собрались вместе вокруг Него,
 
Фарисее же слышавше, яко посрами саддукеи, собрашася вкупе.

и один из них, [законник], испытывая5 Его, спросил:
 
И вопроси един от них законоучитель, искушая его и глаголя:

«Учитель! Какая заповедь в Законе самая главная?»
 
учителю, кая заповедь болши (есть) в законе?

Иисус сказал ему: «„Люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, всей душою своею и всем разумом своим“,6
 
Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею:

вот первая и самая главная заповедь.
 
сия есть первая и болшая заповедь:

Вторая подобна ей: „Люби ближнего своего, как самого себя“.7
 
вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе:

Весь Закон и пророки на этих двух заповедях стоят».
 
в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят.

Когда же вокруг собрались фарисеи, Иисус спросил у них:
 
Собравшымся же фарисеом, вопроси их Иисус,

«Что думаете вы о Мессии?8 Чей сын Он?» «Давидов», — ответили они.
 
глаголя: что вам мнится о Христе? чий есть Сын? Глаголаша ему: давидов.

«Если так, — сказал Иисус им на это, — почему же Давид, движимый Духом Божиим, называет Его Господом, говоря:
 
глагола им: како убо давид Духом Господа его нарицает, глаголя:

Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою, доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим9?
 
рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима?

Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»
 
аще убо давид нарицает его Господа, како Сын ему есть?

И ни один из них не мог Ему на это ответить. С того дня никто уже больше не решался задавать Ему вопросы.
 
И никтоже можаше отвещати ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопросити его ктому.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Здесь говорится о тех местах, где городские улицы, выходя за пределы города, переходят в сельские дороги.
16  [2] — Букв.: ибо не смотришь на лицо людей.
24  [3] — Втор 25:5.
32  [4] — Исх 3:6.
35  [5] — Или: искушая.
37  [6] — Втор 6:5.
39  [7] — Лев 19:18.
42  [8] — Или: о Христе.
44  [9] — Пс 110 (109):1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.