Притчи 1 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (МП)

 
 

Притчи1 Соломона, сына Давида, царя израильского, записанные в назидание потомкам,
 
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

чтобы постигать мудрость,2 внимать наставлениям и понимать глубокомысленные изречения,
 
чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

чтобы учиться правилам благоразумия,3 праведности, справедливости и честности.
 
усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

Помочь людям простым обрести проницательность, а юношам — знание4 и рассудительность.
 
простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;

Мудрый послушает — и приумножит ученость свою, и разумный найдет ценный совет,
 
послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

чтобы понимать притчи и иносказания, изречения мудрецов и их загадки.
 
чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

Начало5 всякого познания — благоговение пред ГОСПОДОМ;6 глупец же презирает мудрость и наставление.
 
Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

Сын мой! Наставленье отца своего слушай,7 не отвергай того, чему учила тебя8 матушка:
 
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

слова их — прекрасный венок для головы твоей, ожерелье9 — для твоей шеи.
 
потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Сын мой! Если станут уговаривать тебя на худое разбойники,10 не соглашайся!
 
Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

Скажут они: «Пойдем с нами, притаимся в засаде, чтобы кровь пролить, без причины подстережем невиновных.
 
если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

Поглотим их живьем, как Шеол,11 целиком — как покойников могила.12
 
живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;

Награбим себе драгоценностей всяких, дома наполним добычей,
 
наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

Бросай жребий вместе с нами, общая будет у нас казна!»13
 
жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —

Сын мой! Не ходи их дорогой, не вступай на их путь!
 
сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

Потому что ноги их к злу устремляются, спешат пролить кровь.
 
потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

Напрасно сеть расставлять на виду у крылатых птиц14
 
В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

но разбойники на свою погибель15 таятся в засаде, самих себя они погубят!16
 
а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

Таков удел17 всякого, кто алчен до наживы: жизнью расплатится тот, кто завладел чужим.
 
Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

Премудрость на улицах вопиет, на площадях громко звучит ее голос,18
 
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

на людных19 перекрестках взывает, у ворот городских20 держит речь:
 
в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

«Наивные вы люди! Долго ли вы будете тешить себя собственной наивностью? Долго ли кощунники21 будут упиваться кощунством, а глупые — ненавидеть знание?
 
«доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

Обернитесь и прислушайтесь к обличениям моим! И тогда я изолью на вас дух свой, поделюсь с вами словом своим!
 
Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Ведь я звала — вы противились мне, протягивала руку — не замечали.
 
Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

Вы отвергали мои советы, не принимали моих обличений.
 
и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

Вот теперь и я посмеюсь над вашим несчастьем, позлорадствую, когда ужас поразит вас!
 
За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

Как ураган, обрушится на вас ужас, как вихрь, нагрянет несчастье, и придет скорбь и страдание.
 
когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

Тогда будут звать меня — не откликнусь, будут разыскивать — не отыщут.
 
Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

Потому что знание они возненавидели и не избрали путь благоговения пред ГОСПОДОМ,22
 
За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

совету моему не вняли и с презрением отвергли обличения мои.
 
не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

Они будут пожинать плоды своих поступков,23 злыми замыслами своими насытятся.
 
за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

Потому своенравие погубит невежд и самодовольство приведет глупых к гибели.
 
Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

Но тот, кто внимает мне, будет жить в безопасности, не страшась беды».
 
а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. машал — притча, аллегория (Иез 17:2), изречение (1 Цар 10:12; 24:14, Иез 12:22), сравнение, иносказание (Иез 20:49), пословица.
2  [2] — Евр. хохма многозначно, оно означает как (пре)мудрость, так и умение, искусство, опытность.
3  [3] — Или (ближе к букв.): наказу вразумляющему.
4  [4] — В Книге притчей слово знание (или: познание) не равно по своему значению соответствующему слову в русском языке или в греческой философии. Им обозначается не эрудированность, но, прежде всего, знание воли Господней, жизнь в соответствии с Его повелениями.
7  [5] — Или: суть.
7  [6] — Букв.: страх / трепет Господень; то же в друг. подобных случаях.
8  [7] — Глагол «слушать», «слышать» во всей Библии имеет также значение «повиноваться, подчиняться» (ср. русское «слушаться»).
8  [8] — Евр. тора — здесь это и учение, и все необходимые для жизни духовные знания.
9  [9] — На Древнем Востоке ожерелье носили в качестве украшения не только женщины, но и мужчины, ср. Пс 72:6; Суд 8:26.
10  [10] — Друг. возм. пер.: грешники.
12  [11] — Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол, как верили евреи, попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
12  [12] — Букв.: как нисходящих в могилу.
14  [13] — Букв.: сума / кошель.
17  [14] — Текст неясен. По-видимому, смысл этой метафоры таков: разбойники глупее птиц, которые, если видят, что на них расставляют сеть, в нее не попадутся.
18  [15] — Букв.: для (пролития) их крови.
18  [16] — Букв.: подстерегают.
19  [17] — Букв.: путь.
20  [18] — Центральное место в начальных главах занимает персонифицированный образ Премудрости, которая призывает людей обратиться к ней. Премудрость в гл. 1—9 выступает как творческая энергия Самого Бога, Его помощница при творении, тот предвечный Божественный разум, который лежит в основе всего мироздания.
21  [19] — Букв.: шумных.
21  [20] — В древнем ближневосточном городе площадь возле городских ворот была средоточием общественной жизни. Здесь заседали старейшины города и здесь же происходил суд (ср. 22:22; 24:7; 31:23, 31).
22  [21] — Так передано евр. лец; этим словом обозначается циничный и наглый человек, который открыто глумится над понятиями добра и зла.
29  [22] — Ср. 1:7 и примеч. «б» к этому стиху.
31  [23] — Букв.: путей.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.