Псалмы 77 псалом

Псалмы
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Маскиль Асафа Послушайте моё ученье, люди, прислушайтесь к моим словам.
2 Мои уста поведают вам притчу, историю давно минувших лет.
3 Я расскажу, что знаю со слов отцов.
4 Не станем от своих детей скрывать, расскажем следующим поколениям о всех делах Господних, и Его могуществе, и сотворённом чуде.
5 Он для Иакова установил закон, закон для Израиля, который завещал, чтоб наши предки передавали всем потомкам.
6 Чтоб знало следующее поколение закон, и нерожденные ещё, когда придет их час, своим расскажут детям, и чтобы было так из рода в род.
7 Тогда продлится в людях вера в Бога, и не забудутся Его дела, и все Его заветам подчинятся.
8 Они не будут, как их предки были, упрямым, непослушным поколеньем, сердца которого не с Богом были, и души Богу не были верны.
9 Ефремовы сыны бежали с поля боя, во всеоружьи, с луками бежали.
10 Они заветов Божьих не исполнили, жить не хотели по Его законам.
11 Они забыли о Его делах, о чудесах, которые явил Он.
12 В египетской земле Цоан Бог показал им чудеса.
13 Он море Красное разъединил, провёл через него, и воды стояли, словно стены.
14 Днём облаком их вёл Господь, а ночью огнем указывал им путь.
15 Господь в пустыне камень расколол и дал им воду, как из моря, в изобильи,
16 заставил воду течь из скал, реке подобно.
17 Но люди продолжали и в пустыне грешить противу Бога своего,
18 и, Божью силу проверяя, испрашивали пищу по душе.
19 Они на Бога жаловаться смели: "Накрыть в пустыне стол способен Бог?
20 Когда рассёк Он камень — в изобилье была вода для всех, но сможет ли в пустыне Бог мясом накормить народ Свой?"
21 Господь услышал их, и разгорелся огонь против Иакова, гнев двинулся на Израиль,
22 за то, что не было в них веры в Бога, не верили они в спасение Его.
23 Тогда велел Господь вратам небесным раскрыться
24 и, народ осыпав манной, Он дал им в долг небесного зерна.
25 И люди ели ангельский тот хлеб, Он дал им столько, сколько съесть могли.
26 Своею силой вызвал Он восточный ветер и ветер южный,
27 и наслал Он тучи птиц, которые всё небо затемнили.
28 И птицы падали на их шатры, посередине их жилищ убогих.
29 Они так много ели, ибо Он им дал того, чего они просили.
30 Но не успели даже есть закончить,
31 как Бог на них разгневался и самых стойких, самых молодых сынов Израиля убил.
32 Но всё равно они в грехе жить продолжали и не поверили Господним чудесам.
33 И Он наполнил ужасом их годы, и в бесполезности закончились их дни.
34 Когда Господь карал одних из них, к Нему оставшиеся повернулись, к Нему бежали.
35 Вспомнили они, что был Господь для них скалой, что им Спасителем был Бог Всевышний.
36 Уста их стали льстить Ему, и ложь таилась на их грешных языках,
37 сердца их с Богом не были, они Его заветам не внимали.
38 Но Бог был милосерден и простил их прошлые грехи, Он их не наказал. Чтоб не рассвирепеть, Господь свой гнев неоднократно усмирял.
39 Он вспомнил, что это просто люди, словно ветер, они не возвращаются назад.
40 Как они часто, будучи в пустыне, Его не слушались и повергали в скорбь.
41 Они испытывали Бога вновь и вновь, Израилю Святому досаждая.
42 Они забыли о могуществе Его, когда Он от врагов спасал их жизни.
43 О чудесах они забыли, что Господь им показал в земле Цоан, в Египте.
44 Их реки в кровь Он превратил, чтоб не смогли они напиться.
45 Он тучи мух наслал, чтоб ели их, и жадных жаб, чтоб их губили.
46 Он гусениц на них наслал и хлебные поля отдал Он саранче.
47 Он градом виноградники побил и наводненьем уничтожил все деревья.
48 Посёк Он скот их градом, молниями — их стада.
49 Он гнев и ярость показал Свои, и ангелов карающих послал.
50 Нашёл Он выход гневу своему, ни одного от смерти не избавил.
51 Перворождённых сыновей Египта и Хама первородных — убил Господь.
52 Он вёл людей через пустыню, вёл, как ведут стада овец.
53 Он вёл их безопасными путями, остались в Красном море их враги.
54 Он их привёл в святую землю, к горам, Его десницею добытым.
55 Изгнал Господь чужие племена, дал землю им в наследство, поселил в домах Израилево племя.
56 Но вновь они испытывали Бога, Его заветам не внимали вновь.
57 Они опять от Бога отвернулись, как их отцы восстали на Него, кривым уподобляясь лукам.
58 Опять они разгневали Его и поклоненьем идолам своим вновь Его ревность породили.
59 Услышав их, Бог гневом воспылал и отказался от народа Израиля.
60 Покинул Бог шатёр Силома, где пребывал среди людей.
61 Дал полонить Он Свой народ, и Свою славу предал Он врагу.
62 Предал мечу Он Свой народ за то, что в гнев Его опять повергли.
63 Не пели девы свадебных стихов, поскольку женихов огню Он предал.
64 И меч разил священников, но вдовы не плакали, как принято, по ним.
65 Но, как солдат, одолевая пьяный сон, воспрял Господь и пробудился.
66 Развеял Он и обесчестил на веки вечные врагов.
67 Шатры Иосифа отверг Господь, семьи Ефремовой не принял.
68 Иуды род избрал Господь, гору Сион любимой выбрал.
69 На высоте воздвиг Свой храм, навек — пока земля пребудет.
70 Избрал Господь Давида, и забрал его от стад овечьих.
71 Забрал Давида от овец, чтоб впредь он пас народ Иакова, народ Израиля — наследство Божье.
72 И мудрыми руками, с чистым сердцем Давид повёл народ.

Новой Женевской Библии

Пс 77 Псалом описывает великие деяния Господа в истории Израиля. Псалмопевец вспоминает переход евреев через Чермное море, блуждание, завоевание Ханаана и жизнь в земле обетованной.

77:2 в притче. Т.е. в мудрой речи, образы которой требуют осмысления и служат назиданием.

77:3 отцы наши рассказали нам. Речь идет о преемственности поколений народа Божия. То, что Господь сделал для отцов, Он сделал и для детей, а обетования, данные патриархам, осуществились в жизни их потомков.

77:4 славу Господа. В NIV букв.: «славные дела Господа».

77:5 постановил устав... и положил закон. Бог связал Себя со Своим народом узами милосердной любви. И этой же любовью были продиктованы законы, которые Бог дал израильтянам и по которым они должны были жить и славить Бога. Эти законы изложены в общем виде в Десяти Заповедях (Исх, гл. 20; Втор, гл. 5), а непосредственно применительно к Израилю — в Исх, гл. 21−23, а также в кн. Левит, Числа и Второзаконие.

77:6 чтобы... возвещали своим детям. См. ком. к ст. 3.

77:7 хранить заповеди Его. Автор псалма напоминает, что данный исторический экскурс продиктован не праздным интересом к древности, но стремлением укрепить веру богоизбранного народа и призвать его к безусловному послушанию Господу.

77:8 неверному... духом своим. Израиль не раз восставал против Господа. Наиболее вероятное время создания псалма — период царствования Давида. К этому времени история взаимоотношений Бога и Израиля насчитывала несколько поколений; часто эти тесные взаимоотношения омрачались «упорством и мятежностью» израильтян. Далее псалмопевец называет несколько таких печальных моментов истории своего народа.

77:9 Сыны Ефремовы... обратились назад. Этот стих следует сопоставить со ст. 67−68, в которых рассказывается, как Бог, избрав колено Иудино, отверг колено Ефремово.

77:10 завета Божия. Бог обещал Своему народу покровительство, если он будет исполнять законы, установленные заветом, или гибель в случае отступления от них (Втор 27:9 — 28:68).

77:13 разделил море. Величайшим из великих деяний Господа было избавление евреев из египетского рабства и их приход в землю обетованную. Переход евреев через Красное море стал впечатляющим проявлением могущества Господа, о котором часто вспоминают псалмопевцы и пророки.

77:14 вел их. См. Исх 40:36−38.

77:15 рассек камень в пустыне. Чис 20:1−13.

77:18 искушали Бога в сердце своем. См. Исх 15:24−27.

77:20 Может ли Он дать и хлеб..? См. Исх 16:2−4.

77:21 воспламенился гневом. См. Чис 11:1−3.

77:26−31 О событии, которому посвящены данные стихи, см. Чис, гл. 11.

77:33 в суете. Псалмопевец употребляет здесь излюбленное слово автора книги Екклесиаста (напр., Еккл 1:2). Этим словом описывается мир, лежащий вне Бога, мир, отягощенный проклятием грехопадения. Вне Бога у человека нет ничего и он живет в вечном страхе перед смертью и пустотой.

77:34 искали Его. В Книге Судей говорится о том, как Бог отдал израильтян за их грехи в руки врагов, после чего они покаялись и взмолили Его о помощи. Примечательно, что до пленения израильтяне обращались к Господу, главным образом, когда Он карал их, и забывали о Нем в периоды благоденствия.

77:37 они не были верны завету Его. См. ст. 10. Израильтяне часто впадали в идолопоклонство, тем самым нарушая верность завету с Господом.

77:40 Сколько раз они раздражали Его. См., напр., Чис 11:14, 16.

77:44−51 Псалмопевец перечисляет казни, обрушенные Господом на Египет.

77:52 как овец. См. Пс 76:21.

77:54−64 Господь даровал евреям землю обетованную, но они скоро забыли Его.

77:55 прогнал от лица их народы. Т.е. хананейские племена, которых израильтяне побеждали силой Господа. Так, все битвы войны за Ханаан, по сути, подобны эпизоду взятия Иерихона (Нав 5:13 — 6:27).

77:56 искушали и огорчали Бога Всевышнего. Евреи преступали законы, данные им Богом, не только во время скитаний по пустыне, но и уже обосновавшись в земле обетованной (см. Суд 2:10−15).

77:58 истуканами своими. Вершиной богоотступничества евреев было поклонение ложным божествам. Никто иной, как Иегова, вывел их из Египта и привел в землю обетованную, но, благополучно обосновавшись на новом месте, они обратились к другим богам.

77:60 жилище в Силоме. Обосновавшись в земле обетованной, евреи вскоре перенесли скинию в Силом (Нав 18:1) — место приблизительно в тридцати километрах к северо-востоку от Иерусалима во владениях колена Ефремова.

77:61 отдал в плен крепость Свою. Бог покарал Израиль и его вождей, оставив израильтян в битве и позволив филистимлянам захватить ковчег завета (1Цар, гл. 4−5).

77:65−72 Бог отверг колено Ефремово и избрал колено Иудино, призвав Давида и сделав его царем Иерусалима.

77:65 как бы от сна, воспрянул Господь. В наказание за грехи Израиля Господь оставил его. Молчание Господа уподобляется непробудному сну.

77:67 колена Ефремова не избрал. Псалмопевец, по-видимому, подразумевает перенесение святилища из Силома (во владениях колена Ефремова) в Иерусалим.

77:68 избрал колено Иудино. В качестве места Своего пребывания Бог избрал Иерусалим, который формально, будучи городом Давидовым, не входил в пределы владений колена Иудина, но, примыкая к ним, естественно воспринимался как их часть. Когда Израильское государство при Ровоаме разделилось на два царства — северное и южное, Иерусалим отошел к южному царству и остался под властью потомков Давида.

гору Сион. См. ком. к Пс 2:6.

77:70 взял его от дворов овчих. Давид был пастухом (1Цар 16:11−13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.