Под редакцией Кулаковых 1 [1] — В 739 / 740 г. до Р. Х.
2 [2] — «Серафим» — мн. ч. от евр. сараф — палящий, огненный. В других местах ВЗ это слово относится к ядовитым (огненным — серафим) змеям (Чис 21:6; Втор 8:15). Возможно, они названы там «жгущими» из-за их ядовитых укусов, которые вызывали у жертвы жар. Также может быть, что существа, которых видел Исайя, походили на змей своим стремительным передвижением. Дважды в этой книге серафимы описываются как летающие (14:29; 30:6).
3 [3] — Так в древн. пер., масоретский текст: Его слава — (это то, что) наполняет землю; или: полнота земли — Его слава.
4 [4] — Букв.: косяки ворот.
5 [5] — Или: я должен онеметь.
8 [6] — В вопросе, заданном Богом, слово «Нашим» может указывать на участников Небесного Совета, и в Священном Писании можно встретить изображение Бога в окружении небесных существ, хотя христианские толкователи видят в этом высказывании предвосхищение учения о Троице. См. также Быт 1:26; Быт 11:7.
9 [7] — Букв.: Он.
9 [8] — Или (ближе к букв.): напрягайте слух — но не распознавайте! Смотрите, смотрите — но не понимайте! Гордость и противление Богу приведут к последствиям, прямо противоположным Божественному замыслу, — услышанная истина будет так или иначе превратно истолкована. Ср. Иез 2:1 — 3:9.
10 [9] — Букв.: сделай жестким / жирным, в знач. невосприимчивым.
10 [10] — Здесь сердце в знач. разум.
10 [11] — Букв.: возвратиться / повернуть.
13 [12] — Или: опять опустошение.
13 [13] — Теревинф — дерево из семейства фисташковых, что растет в Палестине, Сирии, Аравии.