По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Тем временем, когда собрались тысячи людей, теснивших и толкавших друг друга, Иисус, обращаясь в первую очередь к Своим ученикам, сказал: «Берегитесь закваски фарисейской — лицемерия берегитесь.
 
Ме́жду те́м, когда́ собра́лись ты́сячи наро́да, так что тесни́ли друг дру́га, Он на́чал говори́ть сперва́ ученика́м Свои́м: береги́тесь заква́ски фарисе́йской, кото́рая есть лицеме́рие.

Нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, о чем не узнали бы.
 
Нет ничего́ сокрове́нного, что не откры́лось бы, и та́йного, чего́ не узна́ли бы.

И то, что вы сказали в темноте, услышано будет при свете, и то, что вы прошептали на ухо в доме своем, во всеуслышание1 провозгласят.
 
Посему́, что вы сказа́ли в темноте́, то услы́шится во све́те; и что говори́ли на у́хо внутри́ до́ма, то бу́дет провозглашено́ на кро́влях.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может.
 
Говорю́ же вам, друзья́м Мои́м: не бо́йтесь убива́ющих те́ло и пото́м не мо́гущих ничего́ бо́лее сде́лать;

Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну.2 Да, говорю вам, Того бойтесь.
 
но скажу́ вам, кого́ боя́ться: бо́йтесь того́, кто, по убие́нии, мо́жет вве́ргнуть в гее́нну: ей, говорю́ вам, того́ бо́йтесь.

Разве не пять птичек продаются всего за два ассария?3 И ни одна из них не забыта у Бога.
 
Не пять ли ма́лых птиц продаю́тся за два асса́рия? и ни одна́ из них не забы́та у Бо́га.

А на вашей голове даже волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы имеете большую ценность, чем любое множество птиц.
 
А у вас и во́лосы на голове́ все сочтены́. Ита́к, не бо́йтесь: вы доро́же мно́гих ма́лых птиц.

И говорю вам: кто открыто признает Меня пред людьми, того и Я, Сын Человеческий, признаю4 пред ангелами Божьими.
 
Ска́зываю же вам: вся́кого, кто испове́дает Меня́ пред челове́ками, и Сын Челове́ческий испове́дает пред А́нгелами Бо́жиими;

А кто отречется от Меня перед людьми, будет отвергнут перед ангелами Божьими.
 
а кто отве́ргнется Меня́ пред челове́ками, тот отве́ржен бу́дет пред А́нгелами Бо́жиими.

Всякий, кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощен, но нет прощения тому, кто оскорбит5 Святого Духа.
 
И вся́кому, кто ска́жет сло́во на Сы́на Челове́ческого, прощено́ бу́дет; а кто ска́жет хулу́ на Свято́го Ду́ха, тому́ не прости́тся.

Когда вас будут приводить в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь о том, как вам защищаться и что говорить,
 
Когда́ же приведу́т вас в синаго́ги, к нача́льствам и властя́м, не забо́тьтесь, как и́ли что отвеча́ть, и́ли что говори́ть,

ибо в тот час научит вас Дух Святой тому, что вам нужно сказать».
 
и́бо Свято́й Дух нау́чит вас в тот час, что должно́ говори́ть.

Кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи брату моему, пусть разделит со мной наследство!»
 
Не́кто из наро́да сказа́л Ему́: Учи́тель! скажи́ бра́ту моему́, что́бы он раздели́л со мно́ю насле́дство.

Но Иисус ответил тому человеку: «Друг,6 кто поставил Меня над вами судьей или посредником в вашем споре? »
 
Он же сказа́л челове́ку тому́: кто поста́вил Меня́ суди́ть и́ли дели́ть вас?

И, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества».
 
При э́том сказа́л им: смотри́те, береги́тесь любостяжа́ния, и́бо жизнь челове́ка не зави́сит от изоби́лия его́ име́ния.

И Он рассказал им притчу: «У одного богатого человека земля хорошо уродила,
 
И сказа́л им при́тчу: у одного́ бога́того челове́ка был хоро́ший урожа́й в по́ле;

и тот призадумался: „Что мне делать? Ведь мне некуда собрать мои плоды“.
 
и он рассужда́л сам с собо́ю: «что мне де́лать? не́куда мне собра́ть плодо́в мои́х».

И решил: „Вот что сделаю: снесу-ка свои житницы и построю большие, и соберу в них всю пшеницу и всё свое добро,
 
И сказа́л: «вот что сде́лаю: слома́ю жи́тницы мои́ и постро́ю бо́льшие, и соберу́ туда́ весь хлеб мой и всё добро́ моё,

и скажу себе: теперь7 у тебя много добра, хватит на долгие годы: отдыхай, ешь, пей, веселись!“
 
и скажу́ душе́ мое́й: душа́! мно́го добра́ лежи́т у тебя́ на мно́гие го́ды: поко́йся, ешь, пей, весели́сь».

А Бог сказал ему: „Безумный! В эту же ночь отнимут у тебя жизнь твою, и кому достанется то, что ты заготовил?“
 
Но Бог сказа́л ему́: «безу́мный! в сию́ ночь ду́шу твою́ возьму́т у тебя́; кому́ же доста́нется то, что ты загото́вил?»

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя и остается нищим в глазах Божиих».8
 
Так быва́ет с тем, кто собира́ет сокро́вища для себя́, а не в Бо́га богате́ет.

Потом Иисус сказал ученикам [Своим]: «Вот почему Я говорю вам: не тревожьтесь о повседневной жизни вашей, что будете вы есть, и будет ли у вас одежда для тела.
 
И сказа́л ученика́м Свои́м: посему́ говорю́ вам, — не забо́тьтесь для души́ ва́шей, что вам есть, ни для те́ла, во что оде́ться:

Ведь жизнь — это больше, чем пища. И тело не больше ли, чем одежда?
 
душа́ бо́льше пи́щи, и те́ло — оде́жды.

Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни житниц — Бог их питает. Насколько же вы дороже для Бога, чем птицы!
 
Посмотри́те на во́ронов: они́ не се́ют, не жнут; нет у них ни храни́лищ, ни жи́тниц, и Бог пита́ет их; ско́лько же вы лу́чше птиц?

И кто из вас, при всем своем беспокойстве, может продлить свою жизнь хотя бы на час?9
 
Да и кто из вас, забо́тясь, мо́жет приба́вить себе́ ро́ста хотя́ на оди́н ло́коть?

Если вы даже малого сделать не можете, так зачем же беспокоитесь об остальном?
 
Ита́к, е́сли и мале́йшего сде́лать не мо́жете, что забо́титесь о про́чем?

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся они, не прядут. Но Я говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.
 
Посмотри́те на ли́лии, как они́ расту́т: не тру́дятся, не пряду́т; но говорю́ вам, что и Соломо́н во всей сла́ве свое́й не одева́лся так, как вся́кая из них.

Если даже траву на поле, которая сегодня есть, а завтра сгорит в огне,10 Бог так одевает, то тем более Он позаботится о вас, маловеры!
 
Е́сли же траву́ на по́ле, кото́рая сего́дня есть, а за́втра бу́дет бро́шена в печь, Бог так одева́ет, то кольми́ па́че вас, малове́ры!

Так пусть же заботы о том, что вам есть и что пить, не поглощают вас и не беспокоят,
 
Ита́к, не ищи́те, что вам есть, и́ли что пить, и не беспоко́йтесь,

ибо этим заняты все помыслы язычников, людей мира сего. А ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
 
потому́ что всего́ э́того и́щут лю́ди ми́ра сего́; ваш же Оте́ц зна́ет, что вы име́ете нужду́ в том;

Ищите же Царство Его,11 и всё остальное вам также будет дано.
 
наипа́че ищи́те Ца́рствия Бо́жия, и э́то всё прило́жится вам.

Не бойся, малое стадо, — благоволил Отец ваш Царство вам даровать.
 
Не бо́йся, ма́лое ста́до! и́бо Оте́ц ваш благоволи́л дать вам Ца́рство.

Продавайте ваше имущество и помогайте бедным. Приобретайте себе кладовые вечные12 и сокровища неисчерпаемые в небесах, где к нему ни вор не может приблизиться, и моль его не съест,
 
Продава́йте име́ния ва́ши и дава́йте ми́лостыню. Приготовля́йте себе́ вмести́лища неветша́ющие, сокро́вище неоскудева́ющее на небеса́х, куда́ вор не приближа́ется и где моль не съеда́ет,

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
и́бо где сокро́вище ва́ше, там и се́рдце ва́ше бу́дет.

Будьте наготове: подоткните одежды ваши длинные,13 светильники держите горящими,
 
Да бу́дут чре́сла ва́ши препоя́саны и свети́льники горя́щи.

как те слуги, что ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы тотчас открыть ему, когда придет он и постучит.
 
И вы бу́дьте подо́бны лю́дям, ожида́ющим возвраще́ния господи́на своего́ с бра́ка, дабы́, когда́ придёт и постучи́т, то́тчас отвори́ть ему́.

Блаженны слуги те, которых господин, вернувшись, бодрствующими найдет. Заверяю вас, сам он, одежды свои подоткнув, позовет слуг к столу,14 подойдет и станет им служить.
 
Блаже́нны рабы́ те, кото́рых господи́н, придя́, найдёт бо́дрствующими; и́стинно говорю́ вам, он препоя́шется и поса́дит их, и, подходя́, ста́нет служи́ть им.

И в какой бы час он ни вернулся, в полночь или на рассвете,15 если застанет их бодрствующими, блаженны они!
 
И е́сли придёт во втору́ю стра́жу, и в тре́тью стра́жу придёт, и найдёт их та́к, то блаже́нны рабы́ те.

Можете быть уверены: если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, он бы не допустил, чтобы тот проник в дом его.16
 
Вы зна́ете, что е́сли бы ве́дал хозя́ин до́ма, в кото́рый час придёт вор, то бо́дрствовал бы и не допусти́л бы подкопа́ть дом свой.

И вы готовы будьте, ибо Сын Человеческий придет в тот час, в который не ждете».
 
Бу́дьте же и вы гото́вы, и́бо, в кото́рый час не ду́маете, прии́дет Сын Челове́ческий.

Тогда Петр сказал: «Господи, к нам ли относится эта притча или ко всем?»
 
Тогда́ сказа́л Ему́ Пётр: Го́споди! к нам ли при́тчу сию́ говори́шь, и́ли и ко всем?

И Господь так ответил на это: «Представьте себе верного и разумного управляющего,17 которого господин может поставить над всей прислугой своей, чтобы каждому раздавать пищу вовремя.
 
Госпо́дь же сказа́л: кто ве́рный и благоразу́мный домоправи́тель, кото́рого господи́н поста́вил над слу́гами свои́ми раздава́ть им в своё вре́мя ме́ру хле́ба?

Блажен тот слуга, которого господин, придя, найдет поступающим точно так.
 
Блаже́н раб тот, кото́рого господи́н его́, придя́, найдёт поступа́ющим так.

Заверяю вас, он поставит его управлять всем своим имуществом.
 
И́стинно говорю́ вам, что над всем име́нием свои́м поста́вит его́.

Но если тот слуга скажет сам себе: „Не скоро вернется мой господин“, — и начнет бить слуг и служанок, будет пировать и кутить,18
 
Е́сли же раб тот ска́жет в се́рдце своём: не ско́ро придёт господи́н мой, и начнёт бить слуг и служа́нок, есть и пить и напива́ться, —

то господин того слуги придет в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором тот не ведает, и предаст его ужасной смерти,19 подвергнув одной участи с неверующими.20
 
то придёт господи́н раба́ того́ в день, в кото́рый он не ожида́ет, и в час, в кото́рый не ду́мает, и рассечёт его́, и подве́ргнет его́ одно́й у́части с неве́рными.

Тот слуга, который знал волю господина своего и не приготовился или не исполнял эту волю, будет сурово наказан,
 
Раб же тот, кото́рый знал во́лю господи́на своего́, и не́ был гото́в, и не де́лал по во́ле его́, бит бу́дет мно́го;

а тому, кто не знал, но сделал то, что побоев достойно, наказание будет менее суровым. Кому много дано, с того много взыщут, и кому много вверено, с того больше и спросят.
 
а кото́рый не знал, и сде́лал досто́йное наказа́ния, бит бу́дет ме́ньше. И от вся́кого, кому́ дано́ мно́го, мно́го и потре́буется, и кому́ мно́го вве́рено, с того́ бо́льше взы́щут.

Огонь пришел Я зажечь на земле, и как бы Я хотел, чтобы он уже пылал!
 
Ого́нь пришёл Я низвести́ на зе́млю, и как жела́л бы, что́бы он уже́ возгоре́лся!

Но Мне надо пройти через крещение, и как Я томлюсь, пока оно не совершится!
 
Креще́нием до́лжен Я крести́ться; и как Я томлю́сь, пока́ сие́ соверши́тся!

Вы, верно, думаете, что Я пришел установить на земле мир? Нет, говорю вам, разделение Я принес.
 
Ду́маете ли вы, что Я пришёл дать мир земле́? Нет, говорю́ вам, но разделе́ние;

Ибо отныне даже пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух и двое против трех.
 
и́бо отны́не пя́теро в одно́м до́ме ста́нут разделя́ться, тро́е про́тив двух, и дво́е про́тив трёх:

Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».
 
оте́ц бу́дет про́тив сы́на, и сын про́тив отца́; мать про́тив до́чери, и дочь про́тив ма́тери; свекро́вь про́тив неве́стки свое́й, и неве́стка про́тив свекро́ви свое́й.

А народу Он сказал: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, вы сразу же говорите: „Будет дождь“, и так происходит,
 
Сказа́л же и наро́ду: когда́ вы ви́дите о́блако, поднима́ющееся с за́пада, то́тчас говори́те: «дождь бу́дет», и быва́ет так;

а когда дует южный ветер, говорите: „Будет жарко“, и это сбывается.
 
и когда́ ду́ет ю́жный ве́тер, говори́те: «зной бу́дет», и быва́ет.

Лицемеры! Вы предсказываете погоду, глядя на небо и землю, а значение времени сего определить не можете.
 
Лицеме́ры! лицо́ земли́ и не́ба распознава́ть уме́ете, как же вре́мени сего́ не узна́ете?

Почему бы вам самим не решать, что же на самом деле верно пред Богом?
 
Заче́м же вы и по сами́м себе́ не суди́те, чему́ быть должно́?

Так, например, когда ты идешь со своим противником в суд, то дорогой договорись с ним по-доброму,21 иначе дело твое попадет к судье,22 а судья отдаст тебя судебному исполнителю, и тот бросит тебя в темницу.
 
Когда́ ты идёшь с сопе́рником свои́м к нача́льству, то на доро́ге постара́йся освободи́ться от него́, что́бы он не привёл тебя́ к судье́, а судья́ не отда́л тебя́ истяза́телю, а истяза́тель не вверг тебя́ в темни́цу.

Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последней монеты».
 
Ска́зываю тебе́: не вы́йдешь отту́да, пока́ не отда́шь и после́дней полу́шки.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: на крышах.
5  [2] — См. в Словаре Геенна.
6  [3] — Ассарий — римская медная монета.
8  [4] — Или: исповедует Меня… исповедает и Сын Человеческий.
10  [5] — Или: произнесет хулу.
14  [6] — Букв.: человек.
19  [7] — Букв.: и скажу своей душе: душа.
21  [8] — Букв.: а не в/для Бога богатеющий.
25  [9] — Друг. возм. пер.: увеличить свой рост хотя бы на немного (букв.: на локоть — мера длины, около полуметра).
28  [10] — Букв.: будет брошена в печь.
31  [11] — В некот. рукописях: Царство Божие.
33  [12] — Букв.: сделайте себе кошельки неветшающие.
35  [13] — Букв.: пусть будут бедра ваши препоясаны.
37  [14] — Букв.: он препояшется и велит им возлечь.
38  [15] — Букв.: и если придет во вторую или в третью стражу (ночи), во времена НЗ ночь делилась на 4 части (стражи), при этом конец 2-й стражи всегда выпадал на 12 часов ночи нашего времени.
39  [16] — Букв.: не допустил бы он подкопать дома своего.
42  [17] — Букв.: кто в таком (случае) верный и разумный управляющий.
45  [18] — Букв.: есть, пить и пьянствовать.
46  [19] — Друг. возм. пер.: накажет его жесточайшим образом/изгонит его.
46  [20] — Или: неверными.
58  [21] — Букв.: попытайся избавиться/освободиться от него.
58  [22] — Букв.: чтобы он не повлек тебя к судье.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.