Бытие 29 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Продолжив свой путь, Иаков пришел в землю сынов Востока.1
 
Иаков продолжил путешествие и пришёл в землю восточных народов.

Еще издали он увидел на поле колодец и три стада овец возле него. (Из этого колодца пастухи обычно поили скот. Колодец закрывался большим камнем,
 
Там он увидел колодец в поле и лежавшие около него три отары овец, потому что из того колодца поили скот. Колодец был закрыт большим камнем.

и только когда собирались все стада, пастухи отваливали камень от устья колодца и поили овец, после чего возвращали камень на прежнее место.)
 
Когда все отары собирались, пастухи отваливали камень от колодца и поили овец, а потом клали камень на прежнее место.

Подойдя ближе, Иаков спросил пастухов: «Откуда вы, братья мои?» «Мы из Харана», — отозвались те.
 
Иаков спросил пастухов: — Братья, откуда вы? — Мы из Харрана, — ответили они.

«А знаете ли вы Лавана, сына2 Нахора?» — спросил он. «Да, мы знаем его», — ответили пастухи.
 
Он сказал им: — Знаете ли вы Лавана, внука Нахора? — Да, знаем, — ответили они.

«Как поживает он?» — продолжал спрашивать Иаков. «У него всё хорошо, — сказали они. — А вот и дочь его, Рахиль, идет сюда со стадом овец».
 
Иаков спросил: — Всё ли у него благополучно? — Благополучно, — ответили они. — А вот и Рахиль, его дочь, идет с овцами.

«До заката еще далеко, — заметил Иаков, — и пока не время собирать скот. Почему бы вам не напоить овец и не погнать опять на пастбище?»
 
— Солнце ещё высоко, — сказал он, — ещё не время собирать отары. Напоите овец и гоните их обратно на пастбище.

Но те возразили: «Мы не можем, пока не соберутся все пастухи со стадами своими и не отвалят камень от устья колодца, тогда мы и напоим овец».
 
— Мы не можем, — ответили они, — пока не соберутся все отары, и камень не отвалят от колодца; тогда мы напоим овец.

Он еще разговаривал с ними, когда подошла Рахиль со стадом овец отца своего (она была пастушкой).
 
Он ещё разговаривал с ними, когда подошла Рахиль с овцами отца: она пасла овец.

Как только Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, с овцами дяди своего Лавана, он подошел к колодцу, без посторонней помощи отвалил камень от устья и напоил овец дяди своего Лавана.
 
Когда Иаков увидел Рахиль, дочь своего дяди Лавана, он подошел, отвалил камень от колодца и напоил Лавановых овец.

Потом он поцеловал Рахиль и, не удержавшись, разрыдался.
 
Потом Иаков поцеловал Рахиль и, громко заплакав,

Когда он поведал ей, что он — племянник ее отца, сын Ревекки, Рахиль побежала рассказать об этом отцу.
 
сказал Рахили, что он — родственник её отца и сын Ревекки. Она побежала и рассказала об этом отцу.

Лишь только Лаван услышал весть об Иакове, сыне своей сестры, он выбежал ему навстречу, обнял, расцеловал его и ввел его в свой дом. Иаков поведал Лавану обо всем, что с ним случилось.
 
Услышав о приходе своего племянника Иакова, Лаван выбежал навстречу, обнял его, поцеловал и привел к себе в дом. Иаков рассказал ему обо всем,

Выслушав Иакова, Лаван сказал ему: «Воистину мы родня — одна плоть и кровь!» Иаков прожил у него целый месяц,
 
и Лаван сказал ему: «Ты моя плоть и кровь». Прошёл месяц,

и как-то раз Лаван сказал ему: «Неужели ты должен работать на меня даром потому лишь, что ты мой родственник? Скажи, какую ты хочешь плату?»
 
и Лаван сказал Иакову: — Хотя ты мне и родственник, почему ты должен работать на меня даром? Скажи мне, что тебе заплатить.

(А у Лавана было две дочери; старшую звали Лия, младшую же — Рахиль.
 
А у Лавана были две дочери: старшую звали Лия, а младшую — Рахиль.

У Лии был ласковый и приветливый взгляд,3 а Рахиль была стройна и красива.)
 
У Лии был нежный взгляд, а Рахиль была стройна и хороша собой.

А Иаков любил уже Рахиль и потому так ответил ее отцу: «За Рахиль, младшую дочь твою, я буду работать на тебя семь лет».
 
Иаков полюбил Рахиль и ответил Лавану: — Я буду работать на тебя семь лет за твою младшую дочь Рахиль.

«Я охотнее отдам ее за тебя, — согласился с ним Лаван, — чем за человека не из нашей родни; оставайся у меня».
 
Лаван сказал: — Лучше я отдам её тебе, чем кому-то другому. Оставайся у меня.

Семь лет работал на него Иаков за Рахиль, но ему показалось, что прошло всего лишь несколько дней — так любил он ее.
 
Иаков служил семь лет, чтобы получить Рахиль, но они показались ему как несколько дней, потому что он любил её.

Наконец Иаков сказал Лавану: «Пришло время: отдай мне жену мою, чтобы я мог жить с ней!»
 
Потом Иаков сказал Лавану: — Дай мне мою жену, чтобы мне жить с ней как с женой: пришёл мой срок.

Созвал тогда Лаван всех, кто жил с ним по соседству, и устроил пир.
 
Лаван созвал всех окрестных жителей и устроил пир.

В тот вечер, когда стемнело, Лаван привел свою дочь Лию к Иакову, и тот стал ее мужем.
 
Но когда настал вечер, он взял свою дочь Лию и дал её Иакову, и Иаков лег с ней.

(Лаван дал Лии в прислуги свою рабыню Зелфу.)
 
Лаван дал в служанки дочери свою служанку Зелфу.

Наступило утро: оказалось, что на брачном ложе была Лия! «Что ты сделал со мной?! — высказывал Иаков свое недовольство Лавану. — Разве не за Рахиль я работал на тебя? Зачем ты обманул меня?»
 
Когда настало утро, оказалось, что это Лия! Иаков сказал Лавану: — Что ты сделал со мной? Я же служил тебе за Рахиль. Почему ты обманул меня?

«В наших местах не принято младшую дочь выдавать замуж прежде старшей, — ответил Лаван. —
 
Лаван ответил: — У нас здесь нет обычая выдавать замуж младшую дочь раньше старшей.

Заверши брачную неделю со старшей, потом дадим тебе и младшую, при условии, что ты будешь работать на меня еще семь лет».
 
Заверши брачную неделю этой дочери, а потом мы дадим тебе и младшую, за другие семь лет работы.

Иаков согласился; и когда кончилась его брачная неделя с Лией, Лаван отдал ему в жены и свою дочь Рахиль.
 
Иаков так и сделал: провел неделю с Лией, а потом Лаван отдал ему в жёны свою дочь Рахиль.

(В прислуги Рахили он дал свою рабыню Валлу.)
 
Лаван дал в служанки Рахили свою служанку Валлу.

Иаков стал мужем Рахили и любил Рахиль больше, чем Лию. И работал он на Лавана еще семь лет.
 
Иаков стал жить и с Рахилью, и любил Рахиль больше, чем Лию. Он работал на Лавана ещё семь лет.

Увидел ГОСПОДЬ, что Лия нелюбима, и одарил ее радостью материнства, в то время как Рахиль оставалась бесплодной.
 
Господь увидел, что Лия нелюбима, и дал ей возможность иметь детей,[153] а Рахиль была бесплодна.

Лия зачала и родила сына. Она назвала его Рувимом, сказав при этом: «ГОСПОДЬ увидел, как я страдаю. Вот теперь будет любить меня мой муж».4
 
Лия забеременела и родила сына. Она назвала его Рувимом[154], потому что сказала: «Это потому, что Господь увидел мое страдание. Теперь мой муж, конечно, будет меня любить».

Вскоре она опять зачала и, когда родила еще одного сына, сказала: «Верно, ГОСПОДЬ услышал, что я нелюбима, и дал мне и этого сына», поэтому и назвала она его Симеоном.5
 
Она снова забеременела и, когда родила сына, сказала: «Так как Господь услышал, что я нелюбима, Он дал мне ещё и этого». И она назвала его Симеоном[155].

А когда она зачала еще и снова родила сына, то сказала: «Уж теперь-то точно муж будет привязан ко мне, ибо я родила ему трех сыновей». Вот почему этому младенцу дали имя Левий.6
 
Она снова забеременела и, когда родила сына, сказала: «Теперь, наконец, мой муж привяжется ко мне, потому что я родила ему трех сыновей». Поэтому он был назван Левием[156].

Снова зачала она и родила сына, после чего сказала: «Теперь-то я восхвалю ГОСПОДА», поэтому она и назвала сына Иудой.7 А потом она какое-то время не рожала.
 
И снова она забеременела и, когда родила сына, сказала: «На этот раз я возблагодарю Господа». Поэтому она назвала его Иудой[157]. Потом она перестала рожать.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т. е. в Месопотамию.
5  [2] — Лаван — внук Нахора, слово «сын» здесь имеет значение — «потомок».
17  [3] — Точный смысл масоретского текста неясен. Евр. рах означает «мягкий», «нежный», в некоторых случаях: «слабый». LXX и Вульгата: глаза Лии были слабыми.
32  [4] — Рувим (евр. Реувен) букв. переводится как «гляди, сын», это евр. имя созвучно выражению «Он [Бог] увидел мое страдание».
33  [5] — Симеон (евр. Шимон) созвучно евр. слову «услышал».
34  [6] — Левий (евр. Леви) созвучно выражению «будет привязан».
35  [7] — Иуда (евр. Йехуда) созвучно глаголу «восхвалять».
 
Новый русский перевод
31 [153] — Букв.: Он открыл ей чрево.
32 [154] — По звучанию напоминает евр. он увидел мое несчастье (раа́ беоньи́); имя означает: смотри: сын.
33 [155] — По звучанию напоминает евр. слово услышать.
34 [156] — По звучанию напоминает евр. слово привязывать.
35 [157] — По звучанию напоминает евр. слово благодарить.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.