От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
 
В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.

Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
 
И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,

И Он о многом говорил им в притчах: — Сеятель вышел сеять.
 
И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.

И когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.
 
И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.

Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
 
Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.

Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.
 
Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.

Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
 
Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.

Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.

У кого есть уши, пусть слышит!
 
Имеющий уши да слышит.

Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?
 
И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?

Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.
 
И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;

У кого есть, тому будет дано ещё, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.
 
ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.

Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.
 
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.
 
и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;

Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил»[85].
 
ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».

Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.
 
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;

Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.

Так послушайте, что значит притча о сеятеле.
 
Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.

К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает её, приходит лукавый и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее у дороги.
 
Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.

Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
 
А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;

но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.
 
но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.

Семя, посеянное среди терновника, — это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.
 
А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.

Семя же, посеянное в хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
 
А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.

Иисус рассказал им другую притчу: — Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
 
Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;

И вот когда все спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

Пшеница взошла, появились колосья, тут стали заметны и сорняки.
 
а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.

Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»
 
И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»

«Это сделал враг», — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»
 
Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»

«Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
 
Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.

Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».
 
Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».

Рассказал Он им и ещё одну притчу: — Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.
 
Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.

Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.[86]
 
Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.

Иисус рассказал им ещё одну притчу: — Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки[87], чтобы вскисло всё тесто.
 
Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Всё это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,
 
Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».[88]
 
дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.
 
Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.

Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.
 
И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;

Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого.
 
поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.

Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.
 
Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.

Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:

Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства всё, что ведет ко греху, и всех беззаконников.
 
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит!
 
Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.

Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Человек, найдя тот клад, прячет его и радостный идет и продает всё, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
 
Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Ещё Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
 
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.

Найдя драгоценную жемчужину, он продает всё, что имеет, ради того, чтобы купить её одну.
 
Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Ещё Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
 
Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.

А когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.

Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
 
Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных

и бросят их в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Вы поняли всё это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.
 
Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!

Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
 
И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.

Иисус, закончив рассказывать эти притчи, ушел оттуда.
 
И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.

Он пришёл в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: — Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?
 
И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?

Разве Он не сын плотника? Не Марией[89] ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
 
Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него всё это?
 
И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?

И они отвергли Его. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.
 
И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.

И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.
 
И не сотворил там многих чудес по неверию их.

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [85]Ис 6:9-10.
32 [86] — Ср. Дан 4:7-9.
33 [87] — Букв.: три саты, около 27 кг муки.
35 [88]Пс 77:2.
55 [89] — Греч. Мариа́м — так в оригинале так же в Мф 27:56, 61; Мф 28:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.