По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу.
 
В тот день Иисус вышел из дома и сел на морском берегу.

Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу.
 
Народ к Нему сходился толпами, так что пришлось Ему сесть в лодку, а вся толпа оставалась на берегу.

Многое сказал Иисус им в притчах. « Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять.
 
Он говорил с ними притчами, и рассказал их много:— Однажды вышел сеятель сеять зерна.

Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
И пока он сеял, одни зерна упали при дороге — налетевшие птицы их склевали.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
Другие зерна попали на каменистую землю, где почвы было немного: такое зерно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их.
 
Другие зерна попали в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили ростки.

Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.
 
А были и такие зерна, что упали на плодородную почву и принесли урожай: какое в сто, какое в шестьдесят, какое в тридцать крат.

У кого есть уши, пусть услышит!»
 
У кого есть уши, пусть услышит!

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»
 
Ученики подошли к Нему и спросили:— Почему ты говоришь с ними притчами?

Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он сказал им в ответ:— Вам дано знать таинства Царства Небес, а им не дано.

Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.
 
У кого есть — тому и дано будет с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.

Я потому им притчами говорю, что смотрят они — но не видят, слушают — но не слышат и не понимают.
 
Потому я говорю с ними притчами, так что они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают.

Так сбылось на них пророчество Исайи: „Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете; будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите.
 
Так сбывается на них пророчество Исайи: «Слышать-то вы будете, да не поймете, смотреть-то будете, да не увидите.

Ибо огрубело сердце народа этого, уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли. Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами, поняли бы сердцем и лицом повернулись2 бы ко Мне, и Я исцелил бы их“.3
 
Очерствело сердце этого народа, уши еле слышат, глаза закрылись — слухом не услышат, зрением не увидят, сердцем не уразумеют, не обратятся ко Мне за исцелением».

А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат.4
 
Благо вам, что глаза ваши зрячи и уши способны слышать!

Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
Аминь говорю вам: многие пророки и праведники желали видеть то, что у вас перед глазами — но так и не увидели, желали слышать, что вы слышите — но так и не услышали.

А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.
 
А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.

Когда человек слышит весть Царства,5 но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги.6
 
К любому, кто слышит о Царстве, но не понимает смысла, приходит лукавый, чтобы похитить зерно, посеянное в его сердце — как упавшее при дороге.

А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее,
 
Зерно, что попало на каменистую землю — это когда услышит человек Слово и тотчас его радостно примет,

но, так как нет у него корня,7 он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
но Слово не пустит корня — такой человек переменчив, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как он поддается соблазну.

Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода.
 
Зерно, что попало в сорняки — это когда услышит человек слово Слово, но подступит забота о мирском и соблазн богатства, задушат они Слово — и останется человек без плода.

На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».
 
А зерно, что попало в хорошую почву — это когда человек выслушает Слово, поймет его и принесет плод: кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат.

Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена.
 
Рассказал Он им еще одну притчу:— Вот чему подобно Царство Небес: засеял некий человек свое поле хорошими зернами.

Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.
 
Но когда все спали, пришел на поле его враг и посеял среди пшеницы плевелы.

Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.
 
Поднялись всходы, налились колосья — тогда и обнаружились плевелы.

Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу8 ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“
 
К хозяину поля подошли рабы и спросили: «Господин, ты ведь засеял свое поле хорошими зернами! Откуда же взялись плевелы?»

„Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“
 
Он ответил: «Это дело рук моего врага». Тогда рабы ему предлагают: «Желаешь, чтобы мы занялись прополкой?»

„Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу,
 
Но он говорит: «Нет! А не то, выпалывая плевелы, вы заодно повыдергиваете и пшеницу.

пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».
 
Пусть растет то и другое, пока не придет время жатвы, а тогда я велю жнецам сначала срезать плевелы и связать их в снопы, чтобы сжечь, а потом уже собрать пшеницу в мою житнитцу».

И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем.
 
Рассказал Он им еще вот какую притчу:— Вот на что похоже Царство Небес: посеял некий человек у себя на поле горчичное зернышко.

Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом,9 так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».
 
Хоть оно и меньше всех семян, но когда всходит росток, он выше всех растений в саду — это дерево, на ветви которого прилетают гнездиться птицы небесные.

И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами10 муки, пока не заквасилось всё тесто ».
 
И рассказал Он им еще одну притчу:— Царство Небес похоже на то, как женщина взяла закваску и замесила с ней целый мешок муки — и на этих дрожжах поднялось все тесто.

Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего.
 
Всё это Иисус говорил народу притчами, а без притчей ничего им не говорил,

Так исполнилось сказанное через пророка: «Открою в притчах уста Мои и провозглашу сокрытое от сотворения [мира]».11
 
чтобы исполнилось предсказанное через пророка: «Открою уста, чтобы поведать притчи и провозгласить, что было сокрыто со времен сотворения мира».

Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».
 
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. К Нему подошли ученики с просьбой объяснить притчу о плевелах на поле.

Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий;
 
Он им ответил:— Кто сеет хорошие зерна — это Сын Человеческий.

поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа.
 
Поле — это мир, хорошие зерна — это сыны Царства, а сорняки — сыны лукавого.

Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира,12 а жнецы — ангелы.
 
Враг, который их посеял — это диавол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.

Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
Плевелы собирают и бросают в огонь — так будет и при конце света:

Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал,13 и от тех, кто сам жил беззаконно,14
 
пошлет Сын Человеческий Своих ангелов убрать из Своего Царства всё то, что соблазняет и всех тех, кто творит беззаконие.

и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
 
Их бросят в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет —

Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»
 
а праведники тогда воссияют, как солнце, в Царстве своего Отца! У кого есть уши, пусть слышит.

«Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.
 
Царство Небес похоже на закопанное в поле сокровище: нашел его человек, скрыл ото всех, и вот радостно идет и распродает всё свое имущество, лишь бы купить это поле.

И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг,
 
И вот на что еще похоже Царство Небес: ищет некий купец прекрасный жемчуг —

нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.
 
и вот нашел одну драгоценную жемчужину и продал всё свое имущество, лишь бы ее купить.

Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу.
 
На что же еще похоже Царство Небес? Забросили в море невод, захватил он рыб всякого рода,

Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили.
 
а когда невод наполнился, рыбаки вытащили его на берег и сели разбирать улов: хороших рыб сложили в корзины, а всё непригодное выбросили вон.

Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных,
 
Так будет и при конце света: явятся ангелы и отделят от праведников дурных людей,

и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.
 
бросят их в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет.

Всё ли сказанное Мной вы поняли?» «Да», — ответили они Ему.
 
Теперь вы поняли всё?— Да! — ответили они.

«Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».
 
А Иисус добавил:— Потому и всякий книжник, который обучился Царству Небес, похож на хозяина дома, который достает из кладовой и новые вещи, и старые.

Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда
 
Рассказав все эти притчи, Иисус отправился дальше.

и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса?
 
Он пришел в родные края и стал там учить в местной синагоге, приводя людей в изумление. Они говорили:— Откуда же у Него такая мудрость и такая сила?

Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф,15 Симон и Иуда?
 
Он же сын простого плотника! Вот и Его мать по имени Мария, вот и Его братья: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда!

И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?»
 
Да и все Его сестры тут, у нас. Откуда же у Него эти способности?

И не захотели они принять Его. Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».
 
Вот что мешало им его принять. А Иисус им сказал:— Нигде пророк не лишен почета, кроме как в родном краю, в собственном доме.

И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.
 
Он так и не проявил там Свою великую силу из-за их неверия.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Или: задушили.
15  [2] — См. в Словаре Обращение.
15  [3] — Ис 6:9,10 (LXX).
16  [4] — Букв.: ваши глаза блаженны, потому что видят они, и ваши уши, потому что слышат.
19  [5] — Или: весть, провозглашаемую Царством; друг. возм. пер.: слово о Царстве.
19  [6] — Или: это зерно, упавшее при дороге; букв.: это посеянное при дороге.
21  [7] — Букв.: но не имеет корня в себе, т.е. он человек момента, он живет лишь настоящим.
27  [8] — Букв.: доброе семя.
32  [9] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [10] — Около 20 кг.
35  [11] — Пс 78 (77):2.
39  [12] — Или: конец века; то же в ст. 40 и 49.
41  [13] — Букв.: выберут из Царства Его все соблазны.
41  [14] — Друг. возм. пер.: от тех, кто делал зло; букв.: (от) делающих беззоконие.
55  [15] — В некот. рукописях: Иосия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.