От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Елизаветинская на русском

 
 

Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам
 
Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех,

по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,
 
якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии словесе:

то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2
 
изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный феофиле,

чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3
 
да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждение.

Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.
 
Бысть во дни ирода царя иудейска, иерей некий, именем захариа, от дневныя чреды авиани: и жена его от дщерей аароновех, и имя ей елисаветь.

Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,
 
Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна.

но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.
 
И не бе има чада, понеже елисаветь бе неплоды, и оба заматоревша во днех своих беста.

И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,
 
Бысть же служащу ему в чину чреды своея пред Богом,

ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,
 
по обычаю священничества ключися ему покадити вшедшу в церковь Господню:

а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,
 
и все множество людий бе молитву дея вне, в год фимиама:

явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.
 
явися же ему ангел Господень, стоя о десную олтаря кадилнаго:

Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.
 
и смутися захариа видев, и страх нападе нань.

Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;
 
Рече же к нему ангел: не бойся, захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя елисаветь родит сына тебе, и наречеши имя ему иоанн:

рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.
 
и будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются:

Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,
 
будет бо велий пред Господем: и вина и сикера не имать пити, и Духа святаго исполнится еще из чрева матере своея:

многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;
 
и многих от сынов израилевых обратит ко Господу Богу их:

он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.
 
и той предидет пред ним духом и силою илииною, обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены.

И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.
 
И рече захариа ко ангелу: по чесому разумею сие? аз бо есмь стар, и жена моя заматоревши во днех своих.

Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;
 
И отвещав ангел рече ему: аз есмь гавриил предстояй пред Богом, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия:

ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.
 
и се, будеши молчя и не могий проглаголати, до негоже дне будут сия: зане не веровал еси словесем моим, яже сбудутся во время свое.

Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.
 
И беша людие ждуще захарию: и чудяхуся коснящу ему в церкви.

А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.
 
Изшед же не можаше глаголати к ним: и разумеша, яко видение виде в церкви: и той бе помавая им, и пребываше нем.

И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.
 
И бысть яко исполнишася дние службы его, иде в дом свой.

Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:
 
По сих же днех зачат елисаветь жена его, и таяшеся месяц пять, глаголющи:

вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6
 
яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех.

А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,
 
В месяц же шестый послан бысть ангел гавриил от Бога во град галилейский, емуже имя назарет,

к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.
 
к Деве обрученней мужеви, емуже имя иосиф, от дому давидова: и имя Деве Мариамь.

Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!
 
И вшед к ней ангел рече: радуйся, благодатная: Господь с тобою: благословена ты в женах.

Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.
 
Она же видевши смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие.

Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,
 
И рече ангел ей: не бойся, Мариамь: обрела бо еси благодать у Бога.

и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)
 
И се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус:

Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,
 
сей будет велий, и Сын вышняго наречется: и даст ему Господь Бог престол давида отца его:

и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
и воцарится в дому иаковли во веки, и Царствию его не будет конца.

И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7
 
Рече же Мариамь ко ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю?

Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;
 
И отвещав ангел рече ей: Дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий:

вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,
 
и се, елисаветь южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды:

потому что для Бога нет ничего невозможного.
 
яко не изнеможет у Бога всяк глагол.

И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.
 
Рече же Мариамь: се, раба Господня: буди мне по глаголу твоему. И отиде от нея ангел.

Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин
 
Воставши же Мариамь во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град иудов:

и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.
 
и вниде в дом захариин и целова елисаветь.

Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,
 
И бысть яко услыша елисаветь целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа свята елисаветь,

Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!
 
и возопи гласом велиим, и рече: благословена ты в женах, и благословен плод чрева твоего:

Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?
 
и откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?

Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.
 
се бо, яко бысть глас целования твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем:

И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,
 
и блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным ей от Господа.

Мария воскликнула:славит душа моя Господа,
 
И рече Мариамь: величит душа моя Господа,

и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)
 
и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем:

Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)
 
яко призре на смирение рабы своея: се бо, отныне ублажат мя вси роди:

Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)
 
яко сотвори мне величие сильный, и свято имя его:

и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)
 
и милость его в роды родов боящымся его:

Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,
 
сотвори державу мышцею своею: расточи гордыя мыслию сердца их?

низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)
 
низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя:

бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;
 
алчущыя исполни благ и богатящыяся отпусти тщы:

воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)
 
восприят израиля отрока своего, помянути милости,

которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)
 
якоже глагола ко отцем нашым, аврааму и семени его до века.

И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.
 
Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой.

Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.
 
Елисавети же исполнися время родити ей, и роди сына.

Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.
 
И слышаша окрест живущии и ужики ея, яко возвеличил есть Господь милость свою с нею: и радовахуся с нею.

На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.
 
И бысть во осмый день, приидоша обрезати отроча, и нарицаху е именем отца его, захарию.

Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.
 
И отвещавши мати его рече: ни, но да наречется иоанн.

Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,
 
И реша к ней, яко никтоже есть в родстве твоем, иже нарицается именем тем.

стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.
 
И помаваху отцу его, еже како бы хотел нарещи е.

И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.
 
И испрошь дщицу, написа, глаголя: иоанн будет имя ему. И чудяхуся вси.

И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.
 
Отверзошася же уста его абие и язык его, и глаголаше благословя Бога.

Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,
 
И бысть на всех страх живущих окрест их: и во всей стране иудейстей поведаеми бяху вси глаголи сии.

и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?
 
И положиша вси слышавшии в сердцы своем, глаголюще: что убо отроча сие будет? И рука Господня бе с ним.

А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:
 
И захариа отец его исполнися Духа свята, и пророчествова, глаголя:

благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!
 
благословен Господь Бог израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим:

Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.
 
и воздвиже рог спасения нам, в дому давида отрока своего:

Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,
 
якоже глагола усты святых сущих от века пророк его,

что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.
 
спасение от враг наших и из руки всех ненавидящих нас:

И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —
 
сотворити милость со отцы нашими и помянути завет святый свой,

клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,
 
клятву, еюже клятся ко аврааму отцу нашему, дати нам,

что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13
 
без страха, из руки враг наших избавльшымся,

в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.
 
служити ему преподобием и правдою пред ним вся дни живота нашего.

А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его
 
И ты, отроча, пророк вышняго наречешися: предидеши бо пред лицем Господним, уготовати пути его,

народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,
 
дати разум спасения людем его, во оставление грех их,

по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,
 
милосердия ради милости Бога нашего, в нихже посетил есть нас восток свыше,

чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.
 
просветити во тме и сени смертней седящыя, направити ноги нашя на путь мирен.

Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.
 
Отроча же растяше и крепляшеся духом: и бе в пустынех до дне явления своего ко израилю.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.